Предыдущая Оглавление Следующая

Поставки из СССР

Дисбаланс финского импорта во взаимной торговле с СССР и открытие СССР кредита Финляндии в конце 50-х годов сделали возможными поставки в Финляндию советской военной техники. Эти поставки начались 3 сентября 1959 г. с прибытием первой партии из 12 танков Т-54 и 10 зенитных установок ЗСУ-57 — 25 октября 1960 г.

Поступление новой техники сделало возможным списание все еще состоявших на вооружении танков Т-26, Т-34, Т-34-85 и PzKpfw IV в 1961-62 гг. На вооружении из старой техники остались лишь StuG III и САУ «Ландсверк Анти II», используемые отныне лишь в учебных целях. Последние машины этих типов списали лишь в 1967 г., причем САУ после списания превратили в неподвижные огневые точки (о них будет сказано ниже).

В 1960, 1962, 1963 и 1965 гг. в Финляндию в связи с поставками артиллерии прибыли партии артиллерийских тягачей AT-С и АТС-59.

В конце октября 1963 г. в Финляндии появились легкие плавающие танки ПТ-76, а в декабре 1963 г. прибыла первая партия из 15 бронетранспортеров БТР-50ПК.

В 1965 г. в СССР был приобретен старый танк Т-54 для использования в учебных целях. Он не получил регистрационного номера. Эта машина была модернизирована в 1983 г.

В 1965 г. парламент утвердил многолетнюю программу закупок боевой техники в СССР. В 1965 и 1967 г.г. были закуплены две партии танков Т-55, а в 1966-68 гг. — еще одна партия БТР-50ПК. Командирские танки Т-55К и командирские модификации БТР-50ПУ поступили в 1967 г. В январе 1966 г. для испытаний был поставлен образец БТР-60ПА. Некоторое внутреннее оборудование для него было допоставлено в 1974 г., что позволило использовать машину в качестве командирской на маневрах. Она была списана в 1988 г.

Первый Т-54 был списан в феврале 1966 г., после выработки ресурса. Его стали использовать в качестве учебного пособия для изучения конструкции танка. В 1992 г.этот танк передали в музей.

 Планами закупок в 70-х годах предусматривалось приобретение плавающего БТР-60ПБ для оснащения частей мотопехоты. Поставки БТР осуществлялись в 1971, 1972, 1974 и 1975 годах. Первые машины этого типа пошли под списание в 1992 г.

Поставлялись также машины специального назначения и дополнительное оборудование для техники, поступившей ранее. В 1971 г. прибыли бронированные тягачи БТС-2, в 1971 и 1976 г.г. — мостоукладчики МТУ-20 (на базе Т-55); колесные тягачи МАЗ-537Г со спецприцепами ЧМЗАП-5247Г — в 1971 и 1977 гг. Еще одна партия командирских БТР-50ПУ поступила в 1971 и 1976 гг. Дополнительный заказ на 12 танков Т-55 был выполнен в 1972 г.

В 1971 г. силы самообороны Финляндии получили для испытаний гусеничный транспортер ГТ-СМ (ГАЗ-71).

Списание британских танков

Как уже отмечалось, английские танки «Комет», полученные с консервации из Англии, использовались в качестве учебных в бронебригаде и нескольких военных училищах. Обучение на этих танках потеряло смысл после поступления Т-54 и Т-55 из СССР. Поэтому такие «Комет» в 1971 г. были списаны. Несколько танков было списано еще раньше, начиная с середины 60-х годов. Их служба в Финляндии продлилась всего 10 лет.

В начале 70-х г.г. «Чэриотиры» использовались с большой интенсивностью в армейских танковых подразделениях, приписанных к пехотным частям, и в училищах. Эти машины использовались противотанковыми частями, а также на маневрах, в качестве целей. «Чэриотиры» были списаны практически полностью за очень короткий промежуток времени начиная с 1973 г., а школа младшего офицерского состава была последним местом службы этого типа танков — там «Чэриотиры» закончили свой путь в январе 1980 г. Завершился длительный период использования английской бронетехники в Финляндии, начавшийся еще в 1933 г.

BTFin055.jpg

Танк Т-54 с минным тралом, лето 1983 г.

BTFin056.jpg

Танк Т-54. 1959 г

Предыдущая Оглавление Следующая