Люциус Суславичюс
В конце лета и осенью 1944 года английские войска, высадившиеся в ходе операции «Оверлорд» в Нормандии, уверенно продвигались вдоль побережья Франции, по местам, где совсем недавно, весной 1940 года, им уже приходилось сражаться с вермахтом. Те, кто был в этих местах, с трудом узнавали британские войска — бесконечные колонны грузовиков высокой проходимости, танковые части, вооруженные «шерманами» и «кромвелями», а в передовых отрядах и в боевом охранении — сотни броневиков — от небольших угловатых «хамберов», до чем-то неуловимо напоминающих огромных черепах мощных «стэгхундов». Вся эта механизированная лавина уверенно, подавляя сопротивление немецких войск, продвигалась на северо-восток, к границам Германии. А ведь всего четыре года назад во всем более чем двухсоттысячном британском экспедиционном корпусе насчитывалось — трудно поверить! — 80 бронеавтомобилей двух типов: «Даймлер» (42 шт.) и «Моррис» (38 шт.), причем трудно определить, какой из них реально имел большую боевую ценность — маленький безбашенный, зато полноприводный «Daimler Scout Cаr» или более крупный «Morris Armoured Car» на шасси типа 4x2. Впрочем, ни тот ни другой серьезным противником для немецких бронемашин и танков не был.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
«Моррис» АС 9 создавался в середине 30-х годов, когда еще не выкристаллизовались требования как к назначению бронеавтомобилей, так и к их конструкции. Поэтому его следует считать переходной моделью от бронеавтомобилей периода первой мировой к боевым машинам второй мировой и снисходительно отнестись к ошибкам его создателей.