Опытный танк А41
«Центурион» Мк.1
Первые серийные танки под обозначением А41 «Стар» («Звезда») поступили в войска уже после окончания боевых действий. Название вскоре заменили на «Центурион» Мк.1**. Всего было построено 100 танков первой модификации.
Танк спроектирован по классической компоновке с отделением управления в передней части, боевым отделением в средней и МТО — в кормовой. Механик-водитель располагается справа от оси танка. Толщина брони лобовой детали корпуса — 76 мм, бортов — 51 мм. Трехместная башня — литая, имеет незначительный наклон стенок и несколько удлиненную кормовую часть. Толщина брони лобовой части башни достигала 152 мм. В башне установлена 17-фунтовая (76,2 мм) пушка Mk.V и 20-мм пушка «Полстен»; в шаровой установке кормовой ниши башни смонтирован 7,92 мм пулемет «Беса». Углы вертикального наведения основной пушки — от -10 град, до +20 град. По замыслу конструкторов 20-мм пушка предназначалась для борьбы с легкими противотанковыми пушками. Места командира и наводчика — справа от оси башни, заряжающего — слева. В крыше башни имеются откидывающиеся назад люк командира и двустворчатый люк заряжающего; в левой стенке башни и в корме расположены люки для выброса стреляных гильз. Двигатель — «Метеор» мощностью 640 л.с. Трансмиссия механическая Меррит-Браун Z51R. Емкость топливных баков 550 л. Ходовая часть имеет по шесть опорных и четыре поддерживающих катка на борт. Пружинно-балансирная подвеска соединяет одной тележкой два опорных катка (три тележки на борт). В качестве упругих элементов применены цилиндрические винтовые пружины. Подвеска монтируется снаружи корпуса танка. На первых тележках каждого борта установлены гидравлические телескопические амортизаторы. Ходовая часть прикрыта трехсекционными стальными экранами толщиной 6 мм.
Масса танка 48 т, экипаж — четыре человека.
«Центурион» Мк.2
Первый танк варианта Мк.2 был изготовлен летом 1946 г. В отличие от предыдущей модели башня танка Мк.2 была сварной, с командирской башенкой со смотровыми приборами, обеспечивающими круговой обзор. Взамен 20-мм пушки установлен традиционный спаренный с основным орудием пулемет («Беса», калибра 7,92 мм), а вместо кормовой шаровой пулеметной установки — аварийный люк. Боекомплект: 70 снарядов к пушке, 4000 патронов к пулемету. На танке смонтирована система стабилизации основного вооружения в двух плоскостях. Всего построено более 700 танков «Центурион» Мк.2.
«Центурион» Мк.3
Танки модели Мк.3 представляют собой вариант Мк.2, вооруженный 20-фунтовой (83,8-мм) пушкой. Все «Центурионы» Мк.2 модернизированы в Мк.3 в 1951-1952 гг. На танках «Центурион», начиная с данного варианта, в передней части башни устанавливались по шесть 51-мм гранатометов для стрельбы дымовыми гранатами.
FV201
Требования к проекту А41 предполагали разработку «крейсерского» танка в соответствии с английской «двухтанковой» доктриной, т.е. наличия в войсках «пехотных» и «крейсерских» танков различных конструкций с четким разграничением их боевых задач. В то же время, военные считали необходимым стандартизировать ряд систем и агрегатов пехотных и крейсерских танков.
Еще в 1942 г. танковый департамент генерального штаба настоятельно рекомендовал провести такую стандартизацию. В духе этих рекомендаций, параллельно с отработкой проекта А41, велись работы по пехотному варианту танка с лобовой броней, увеличенной до б дюймов. Работы эти не пользовались большим приоритетом и велись, что называется, «ни шатко, ни валко». Черту под ними подвел фельдмаршал Монтгомери, сформулировавший в июле 1944 г. идею «универсального» танка, совмещавшего в себе качества и пехотных, и крейсерских машин. Идея была оформлена официально в сентябре 1946 г. как спецификация FV200, предусматривавшая возможность создания на базовом шасси огнеметного танка, мостоукладчика, бронетранспортера и САУ.
Из всех британских танков по своим характеристикам наиболее близко к «универсальному» танку подходил «Центурион». «Универсальный» вариант «Центуриона» получил обозначение FV201. На танке была модернизирована подвеска, стенки корпуса выполнены вертикальными, в башню интегрирован оптический дальномер, вооружение усилено вторым пулеметом, установленным с левой стороны над надгусеничной полкой. Двигатель оснащен системой аварийного запуска. Экипаж увеличился на одного человека.
В конечном итоге проектирование «универсального» танка вылилось в создание танка тяжелого. К 1949 г. англичане осознали, что для борьбы с советскими тяжелыми танками требуется пушка калибром не менее 120 мм (вариант FV215 предусматривал установку 180-мм орудия). «Центурион» для установки таких пушек не подходил, и в серийное производство был запущен более удачливый конкурент FV214 — «Конкерор».
«Центурион» Мк.4
Самоходно-артиллерийская установка, вооруженная гаубицей калибра 95 мм.
«Центурион» Мк.5
Вариант Мк.5 появился в конце 1952 г. Пулемет «Беса» калибра 7,92 заменили американским 7,62-мм М1919А4 в рамках унификации стрелкового вооружения стран НАТО, была несколько изменена форма башенных люков, рядом с командирским люком смонтирована турель под пулемет М1919. В вариант Мк.5 модернизировали значительное количество танков Мк.3. При доработке вместо кормового башенного люка для удаления гильз ставилась заглушка.
Головной болью разработчиков «Центуриона» был малый запас хода. На 5-й модели запас хода пытались увеличить путем установки в кормовой части корпуса внешних топливных баков, ими оборудовались первые танки варианта Мк.5. По различным причинам более удачным посчитали использование одноколесных буксируемых бронированных прицепов-баков, вмещавших 200 галлонов (900 л). Масса прицепа без горючего составила 1,3 т.
«Центурион» Мк.7
Танки Мк.7 поступили на вооружение британской армии в 1954 г. Все предыдущие работы по модернизации осуществляли специалисты фирмы Виккерс Армстронг, Мк.7 делали конструкторы фирмы Лейланд Моторс. На предыдущих вариантах основное внимание уделялось доработке башни и вооружения, на «семерке» главный упор был сделан на усовершенствовании корпуса танка. Разработчикам удалось увеличить емкость внутренних топливных баков, более рационально разместить боекомплект к пушке и органы управления механика-водителя.
** «Центурионом» назывался «танк поддержки» А30, спроектированный на базе «Кромвелла»; после его переименования в «Челленджер» название «Центурион» «освободилось».