Всего в ходе Великой Отечественной войны промышленностью было изготовлено и поставлено флотам и флотилиям 92 установки М-8-М, 30 установок M-13-MI, 49 установок 24-М-8 и 35 установок 16-М-13. Эти системы были установлены как на БКА пр. 1124 и 1125, так и на торпедные катера, сторожевые катера, трофейные немецкие десантные баржи и др.
На бронекатерах иногда за неимением специальных установок для пуска реактивных снарядов делали и «самоделки на коленке». Вот, например, зимой 1942—1943 гг. в инициативном порядке в 7-м дивизионе катеров ОВРа Ленинградской ВМБ на двух БКА пр. 1124 (БКА-101 и БКА-102) были сделаны самодельные пусковые установки для 82-мм снарядов М-8. Простейшие направляющие из стальных реек были навешаны на стволы 76-мм пушек Ф-34. На каждый ствол сверху ставилась и крепилась к нему хомутами рейка для запуска одного снаряда.
Оба БКА несколько раз проводили обстрел снарядами М-8 вражеского побережья, причем после пуска снарядов орудия могли нормально вести огонь. А один раз, по воспоминаниям командира дивизиона В. В. Чудова, БКА-101, находясь северо-западнее о. Лавенсаари, выпустил два снаряда М-8 по немецкому малому миноносцу типа Т.
Проку от «самоделок на коленке» на море было мало (другой вопрос, применение самодельных ПУ для реактивных снарядов на суше, особенно в ходе уличных боев, где они были буквально незаменимы). Их кучность стрельбы была очень плоха, а сами установки «не обеспечивали безопасность», т. е. представляли большую опасность для команды, чем для противника. В связи с этим приказом наркома ВМФ от 24 января 1943 г. было запрещено конструирование и изготовление пусковых реактивных установок без ведома ГМШ ВМФ.
В таблице указаны данные наиболее широко распространенных вариантов снарядов М-8 и М-13. Тот же снаряд М-13 имел множество других вариантов: М-13 с ТС-46 (дальность 8230 м), М-13 с ТС-14 (дальность 5520 м) и др. Все эти снаряды могли входить в боекомплект бронекатеров. К примеру, автором найдены морские таблицы стрельбы снаряда М-13 весом 44,5 кг с баллистическим индексом ТС-29. Максимальная дальность стрельбы его 43,2 каб. (7905 м).
Установка |
24-М-8 |
16-М-13 |
Калибр снаряда, мм |
82 |
132 |
Число направляющих |
24 |
16 |
Длина направляющих, м |
2 |
4 |
Время заряжания установки, мин |
4-8 |
4-8 |
Продолжительно- |
2-3 |
2-3 |
Угол возвышения |
-5°; +55° |
-5°; +60° |
Усилие на рукоятку. Н |
30-40 |
30-40 |
Угол горизонтального наведения |
360° |
360° |
Боевой расчет, чел.: |
||
при стрельба |
1 |
2 |
при заряжании |
2-3 |
3-4 |
Габаритные размеры установки, мм: |
||
длина |
2240 |
4000 |
ширина |
2430 |
2550 |
высота |
1170 |
2020 |
Вес установки без снарядов, кг |
975 |
2100 |
Данные реактивных снарядов М-8 и М-13 |
||||
Снаряд |
М-8 |
М-13 |
М-13 |
М-13 |
Баллистический индекс снаряда |
ТС-34 |
ТС-13 |
ТС-46 |
ТС-14 |
Индекс ГРАУ снаряда |
ОФ-931 |
ОФ-941 |
ОФ-941 |
- |
Время принятия на вооружение |
1944 г. |
06.1941 |
1942 г. |
1944 г. |
Калибр снаряда, мм |
82 |
132 |
132 |
132 |
Длина снаряда без взрывателя, мм |
675 |
1415 |
1415 |
1415 |
Размах крыльев стабилизации, мм |
200 |
300 |
- |
300 |
Вес снаряда полный, кг |
7,92 |
42,5 |
42,5 |
41,5 |
Вес ВВ, кг |
0,6 |
4,9 |
4,9 |
4,9 |
Вес порохового двигателя, кг |
1,18 |
7,1 |
7,1 |
- |
Скорость снаряда максимальная м/с |
315 |
355 |
- |
- |
Дальность стрельбы, м |
5515 |
8470 |
8230 |
5520 |
Отклонение при максимальной дальности, м: |
||||
по дальности |
105 |
135 |
100 |
85 |
боковое |
220 |
300 |
155 |
105 |
Насколько было целесообразно устанавливать пусковые установки с реактивными снарядами М-8 и М-13 на бронекатерах? На взгляд автора — это вопрос спорный. У катеров пр. 1124 при установке реактивного вооружения артиллерийская мощь уменьшалась в два раза. У катеров пр. 1125 существенно возрастала осадка и падала скорость хода. Пусковые ракет не были бронированы, их заряжание и наведение осуществлялось прислугой, не защищенной от огня противника. Наконец, попадание даже одной пули в реактивный снаряд на пусковой установке могло привести к гибели катера. Фактически, после установки реактивного вооружения катер переставал быть бронекатером. Все те же установки для реактивных снарядов ставились и на другие морские и речные суда почти всех типов — от разъездных и торпедных катеров до рыболовецких сейнеров. Поэтому, на взгляд автора, целесообразнее было ставить реактивные снаряды на небронированные суда и катера, а БКА должны были использоваться как чисто артиллерийские корабли. Другой вопрос, что при отсутствии других плавсредств иного выхода не было.
БКА пр. 1125 с установкой для стрельбы реактивными снарядами. Днепровская флотилия.
В войну БКА часто называли «плавающими танками». Это название во многом соответствует действительности, но нельзя же доводить дело до абсурда! Если на пересеченной местности командиру танка не видна цель, он может выехать на пригорок и поразить цель прямой наводкой. Бронекатер, естественно, сделать этого не может — линия огня его всегда ниже берега. Поэтому из танковой пушки с углом возвышения 25° бронекатер не может поразить невидимую из башни цель. За исключением, разумеется, применения химических снарядов. Поэтому максимальный угол возвышения катерных орудий должен быть 60-75°. В РККА в 30-х годах имелось достаточное количество мощных и сравнительно легких артсистем, обеспечивающих эффективную навесную стрельбу. Среди них можно назвать 122-мм полковую гаубицу «Лом» (опытные образцы), 122-мм гаубицу обр. 1910/30 г. (крупносерийное производство), 122-мм гаубицу М-30 обр. 1938 г. (крупносерийное производство), 152-мм мортиру обр. 1931 г. (малосерийное производство), 152-мм гаубицу обр. 1909/30 г. (крупносерийное производство) и 152-мм гаубицу М-10 обр. 1938 г. (крупносерийное производство). Таким образом, выбирать было из чего.
Естественно, что БКА должны были иметь и специальные морские башенные установки, а не танковые башни. И дело тут не только в угле возвышения. Зачем нужна башня с броней 40-50 мм при толщине бортовой брони 7 мм. Прямо анекдот — верхняя половина тела наводчика прикрыта противоснарядной броней, а нижняя — противопулевой. К чему защищать часть боекомплекта 50-мм броней, когда остальной боекомплект защищен 7-мм броней?
Зачем нужна в башне БКА такая теснотища, как в танковой башне? Теснота в башне — это, прежде всего, большая утомляемость экипажа, особенно при длительном пребывании в башне. Это сильная загазованность при стрельбе, с которой не справлялись никакие отечественные вентиляторы. В тесной башне скорострельность пушек в 5-7 раз ниже, чем при стрельбе из той же пушки на полигонном станке. Уменьшив толщину брони башни и увеличив объем заброневого пространства, можно только выиграть в весе.
Не будем забывать, что и в 30-х годах, и особенно в 1941—1943 гг. танковых башен не хватало для танков, и их изготавливали для БКА в ущерб танковым войскам.