Предыдущая Оглавление Следующая

Che24102.jpg Che24103.jpg
 Легкая противотанковая САУ 7,5 cm Panzerjager 38(t) Hetzer Огнеметный танк Flammpanzer 38(t)
Che24109.jpg Che24104.jpg

Легкая противотанковая САУ Jagdpanzer 38(t) с безоткатным орудием

Разведывательная машина Aufklarungspanzer 38(t) с 75-мм  орудием
Che24105.jpg Che24106.jpg Che24107.jpg Che24108.jpg

Швейцарская САУ G-13

Определенное количество St-38 оставались еще немало лет на вооружении чехословацкой, а затем и чехословацкой народной армии.

Некоторое количество «Хетцеров» после войны производилось на экспорт. Так в 1946-1948 гг. в Швейцарию было отправлено 158 этих машин, получивших там обозначение G-13, где они во время службы подверглись некоторым улучшениям. В частности, был поставлен 7,5-мм швейцарский пулемет, двигатель мощностью 160 л. с. Модернизированный вариант был оснащен уже 8-цилиндровым дизелем мощностью 150 л. с., что увеличило запас хода до 250 км даже при меньшем запасе горючего — 200 л.

Мы уже говорили, что в 1937-1938 гг. Швейцария получила 24 танка LTH (все на той же основе TNH). В 1942-1943 гг. там на федеральном заводе вооружения в г. Тун были изготовлены два прототипа САУ на удлиненном до 550 см (пять катков на борт) шасси этого танка. Первый вариант NAKA (NahkampfKanon) NKI Ausf.l -это противотанковая САУ вооруженная 75-мм пушкой. Второй вариант NKI Ausf.ll — штурмовая САУ, оснащенная гаубицей 105/22. Кормовые и бортовые стенки при стрельбе раскладывались в горизонтальное положение.

И последнее: в 1948-1950 гг. Эфиопия получила несколько «Танчиков», практически не отличавшихся от AH-IV-Sv.

ЧАСТЬ IX

ПОСЛЕДНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Мы перечислили все серийные машины, выпускавшиеся чешскими фирмами по заказу вермахта. Кроме того, ВММ и Шкода разработали и испытали ряд прототипов боевых машин. Кроме уже упоминавшихся раньше назовем бронетранспортер на базе Pz 38(t). Для более удобного размещения десанта двигатель перенесли в левую переднюю часть корпуса. Крыши над десантным отделением не было. Прототип испытывался в 1944 году. Его несколько укороченная база предназначалась и для артиллерийского тягача.

Немецким конструкторам, видимо, очень понравилась база танка TNH. Их фирмы под конец войны разрабатывали на его базе, названной Pz.38(d), 88-мм противотанковые САУ (d — теперь уже deutsch—немецкий). Фирмы Рейнметапл-Борзиг и Ардельт в 1945 году изготовили прототип такой САУ. Сходную машину сделали совместно фирмы Крупп и Штейр.

Еще с 1943 года разрабатывалась программа по созданию гусеничных транспортеров пушечного вооружения. Орудие могло быть быстро установлено на транспортер, а также быстро с него снято и могло вести огонь как с земли, так и с транспортера на все 360°. Снятое с транспортера оно могло легко буксироваться. Защита орудия предполагалась противопульная, со всех сторон. Для такого транспортера предусматривалась также и база Pz 38(t) или Pz 38(d). Планировалось использовать чешские моторы «Татра», а в качестве вооружения — 88-мм пушки. Масса транспортеров должна была составлять около 14 т. Более тяжелые транспортеры готовились под 128-мм пушки и 150-мм гаубицы. Планировалось с весны 1945 года выпускать 300-500 транспортеров в месяц.

В 1942 году на заводе фирмы Шкода был изготовлен и испытан прототип разведывательного танка Т-15 (Panzerspahwagen Т-15). Машина массой 10т была вооружена 37-мм пушкой и пулеметом, защищена броней толщиной 8-20 мм, имела 220-сильный мотор и экипаж из четырех человек.

Также не был осуществлен проект 1939 года 20-тонного танка с ходовой частью по типу Кристи (шесть катков на борт). В башне конической формы предполагалось установить 75-мм пушку. Танк имел «почти» как у Т-34 наклонную лобовую броню.

Имеются сведения не менее чем о двух чешских проектах САУ времен войны на базе LT-38: одна массой 9,5 т с 75-мм пушкой и скоростью 58 км/ч, другая — массой 10,5 т и скоростью 64 км/ч. Их предполагалось оснастить новым двигателем фирмы Татра мощностью 210 л.с.

Che24110.jpg

Учебная машина Sf-38-III

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz