Вячеслав Шпаковский
В начале XX века попытки вооружать пулеметами автомобили предпринимались в целом рядом стран, включая Австро-Венгрию. Один такой бронеавтомобиль с пулеметом в башне из 3-мм никелевой брони на шасси грузовика «Даймлер-1905» предложил инженер Пауль Даймлер. Машину показали на учениях, но военных она не заинтересовала. Когда в 1905 году завод Шкода объединился с компанией Даймлер-моторен, и они начали совместное производство автомобилей, вопрос о броневиках возник вновь. В каталоге за 1907 год среди других автомобилей был представлен первый такой БА, однако точные данные о нем в описании не давались. Известно лишь, что вооружение состояло из двух пулеметов «Сальватор-Дормус» образца 1902 года производства фирмы Шкода. И эта попытка военных не устроила. Еще два проекта были показаны в 1914 году. Первый представлял собой броневик на базе легкового автомобиля, а второй — на шасси грузовика. Экипаж каждого состоял из трех человек. Вооружение — пулемет «Сальватор-Дормус» обр. 1902 г. в башне.
Первой Чешско-моравской Машиностроительной компании (ЧКД) в этом плане повезло больше: в 1916 году он выпустил бронеавтомобиль для Турции. Для машины-прототипа использовалось шасси и двигатель модели «R» серия 4/III. Вооружение машины составлял один пулемет «Шварцлозе» мод. 07/12 (боекомплект 5.000 патронов) в открытой сверху башне. Экипаж машины также состоял из трех человек. В начале 1917 года прототип прошел испытания, после чего заводом было построено 10 машин для Турции.
Тактико-технические характеристики бронемашины «Прага» R-4
Год выпуска | 1917 |
Двигатель. | 4-х цилиндровый, карбюраторный жидкостного охлаждения, V=3824 мм3, 39 л.с., 1300 об/мин |
База, мм | 3300 |
Колея, мм | 1550 |
Длина, мм | 4835 |
Ширина, мм | 1650 |
Высота, мм. | 2872 |
Броня, мм | 5 |
Вооружение. | 1 пулемет «Шварцлозе» 7/12 8 мм |
Боекомплект | 5000 патронов |
Масса, кг. | 3900 |
Скорость, км/ч | 45 |
Экипаж, чел. | 3 |
Но самый выгодный момент для производства броневиков настал после провозглашения независимости Чехословакии. Своих боевых машин еще не было, поэтому пришлось использовать два бронеавтомобиля «Ансальдо-Лянчиа», попавшие в Чехословакию вместе с частями Итальянского легиона, вернувшихся домой после 1918 года. Эти своеобразные машины с высокой скоростью движения (70 км/ч) и экипажем из шести человек имели три пулемета в двух башнях, поставленных одна на другую. Их использовали в боях против коммунистов в Венгрии в 1919 году.
В том же году бронемашины на базе итальянских грузовиков «Фиат-Торино» 18BL выпустил завод Шкода. При их изготовлении учитывался опыт боев в Словакии и Венгрии, поэтому эксперты посчитали испытания, которые были проведены зимой 1920 года, успешными, хотя в действительности до совершенства этим БА было весьма далеко. Всего армия закупила 12 таких машин. В1925 году восемь машин переоборудовали в обычные грузовики, два использовали в качестве учебных, а шасси двух последних машин армия решила продать.