
280-мм мортира Шнейдера в боевом положении (вид справа)

280-мм мортира Шнейдера в боевом положении (вид слева)
|
Таблица 11 |
|
|
Данные мортиры Шнейдера |
|
|
Калибр, мм |
279,4 |
|
Длина ствола, мм/клб |
3353/12 |
|
Крутизна нарезов, кпб |
20 |
|
Число нарезов |
88 |
|
Вес ствола с затвором, кг |
3933 |
|
Угол ВН |
+60° |
|
Угол ГН |
+9° |
|
Угол заряжания |
+10° |
|
Длина отката, мм: |
|
|
нормального |
1350 |
|
предельного |
1440 |
|
Высота оси ствола, мм |
1860 |
|
Толщина щита, мм |
6 |
|
Ширина щита, мм |
2200 |
|
Высота щита, мм |
2250 |
|
Длина системы в боевом положении, мм |
8324 |
|
Ширина системы в боевом положении, мм |
3575 |
|
Вес системы в боевом положении, кг |
16100 |
|
Время перехода из походного положения в боевое, час |
2-4 |
|
Скорострельность, еыстр./мин |
1-2 |
Устройство мортиры
Ствол мортиры состоял из внутренней трубы, кожуха и надульника. Затвор поршневой. Нарезы постоянной крутизны. Ствол неподвижно закреплен на салазках, откатывающихся вместе со стволом. В салазках собраны два гидравлических компрессора и гидропневматический накатник. Подъемный механизм имел два зубчатых сектора. Механизм для приведения мортиры в положение для заряжания состоял из зубчатого сектора, прикрепленного справа к корпусу люльки. Поворотный механизм зубчатый, дуговой. При действии поворотным механизмом лафет вращался на тумбе, укрепленной на платформе, а хоботовая часть станка перекатывалась на двух задних роликах по платформе.
Станок состоял из двух станин, связанных четырьмя стальными листами.
Платформа, предназначенная для установки и укрепления станка лафета, помещалась прямо на грунте, на специально подготовленной и выровненной площадке, причем короб с сошником спускался в котлован и не допускал смещения платформы со всей системой при выстреле. Для той же цели служили и откидные (шарнирные) опорные рамы. Для перевозки платформа устанавливалась в походное положение, образуя специальную повозку-платформу путем подведения под нее оси с колесами и соединения при помощи стрелы специальной формы с передком.
Для перевозки система мортиры разбиралась на отдельные части и из каждой части образовывалась отдельная повозка. Повозок четыре: повозка — ствол, повозка — люлька, повозка — лафет и повозка — платформа. [Табл.11]
![]() |
![]() |
Повозка для перевозки ствола |
Повозка для перевозки люльки |
Боеприпасы и баллистика 280-мм мортиры Шнейдера [Табл.12]
В советское время новые 280-мм снаряды не изготавливались, а часть старых получила новые взрыватели. Те же снаряды применялись и для Бр-5, но с другими зарядами.
|
Таблица 12 |
||||
| А. Снаряды | ||||
| Тип снаряда | Вес снаряда, кг | Длина, мм/клб | Вес ВВ, кг | Взрыватель |
| Фугасный* (старый) | 212,9 | 2,8 | 23,65 кг тротила | 5ДТ-2 или 5ДМ |
| Фугасный | 249,8 | 3,0 | 21,7 кг тротила | 5ДТ-2 или 5ДМ |
| Фугасный (Ф-674) | 286,4 | 4,5 | 58,7 кг тротила | 5ДТ-2 или 5ДМ |
| Фугасный французский (Ф-674Ф) | 202,3 | 3,25 | толит** | — |
| Фугасный французский (сталечугунный) | 205,0 | 30/45 обр. 78-81 | ||
* — требует обточки медных поясков ** — позже переснаряжен тротилом и с 1932 года заменялись взрыватели на УГТ и УГТ-2
Б. Заряды
В 1915-1917 гг. для 11-дм мортиры Шнейдера были приняты два типа картузных зарядов (сообщающих одинаковую начальную скорость):
1) Заряд из пороха марки Б9 состоял из основного пакета весом 4,65 кг (он же заряд № 6) и 10 довесков по 0,34 кг. Вес полного заряда таким образом был 8,07 кг. Заряды № 1-6 получались выниманием по два пучка из полного заряда.
2) Заряд из пороха марки КО.
Полный заряд весом 7,85 кг состоял из 23-х пучков по 0,341 кг. Основной заряд (он же заряд № 6) состоял из 13 пучков общим весом 4,43 кг.
С 1917 по 1932 год заряды для 280-мм мортиры не изготавливались. [Табл.13, 14]
|
Таблица 13 |
||
|
Заряды к 1941 году: |
||
| Снаряд | Ф-674 | Ф-674К |
| Заряд | З-674А | З-674 |
| Выстрел | ВФ-674 | ВФ-674К |
| Вес заряда, кг | 8,0 | 11,43 |
| Начальная скорость, м/с: | ||
| максимальная | 260 | 400 |
| минимальная | 198 | 233 |
|
Таблица 14 |
||||
|
Таблица стрельбы |
||||
| Снаряд (длина и вес) | Заряд (начальная скорость, м/с/дальность, м) | |||
| Полный | № 1 | №2 | №6 | |
| В 4,5 клб, 286,4 кг | 280/6700 | 265/6060 | 250/5470 | 198/3600 |
| В 3,0 клб, 249,8 кг | 296/7362 | 280/6615 | 264/6007 | 210/3970 |
| В 2,8 клб, 212,9 кг | 315/7860 | 299/7180 | 280/7040 | 222/4481 |
| Ф-674К | 414/10920 | - | - | 233/4870 |
(Характеристики снаряда Ф-674К - почему-то здесь, прим. ВВС)