ТЯЖЁЛАЯ АРТИЛЛЕРИЯ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
406-ММ ОСАДНАЯ ГАУБИЦА ОБУХОВСКОГО ЗАВОДА
После опытов на острове Березань возник вопрос о создании 406-мм береговых и осадных гаубиц.
В ЖАК № 378 от 9.04.1913 г. был рассмотрен проект 406-мм береговой гаубицы, представленный генералом Забудским. Затвор гаубицы поршневой. Заряжание раздельно-гильзовое.
Этим же журналом (№ 378) Дурляхеру было предложено разработать чертежи лафета к проектируемой гаубице и представить их АК ГАУ. Дурляхер разработал проект лафета, который был рассмотрен в ЖАК № 1518 от 24.12.1913 г. [Табл.36]
Таблица 36 |
|
Данные проекта Дурляхера |
|
Длина пороховой каморы, мм |
1513,8 |
Вес тела орудия, кг |
около 29 484 |
Угол ВН* |
+20°;+60° |
Угол заряжания (постоянный) |
около 20° |
Длина отката, мм |
1020 |
Толщина щита, мм |
51 |
Вес снаряда, кг |
870,2 |
Вес заряда, кг |
110,6 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
500 |
Скорострельность, выстр./мин |
1 |
• Предусматривалась стрельба при 0°
Затвор поршневой с приводом от электродвигателя.
Лафет состоял из люльки, станка и установочных частей, подобных соответствующим частям 14/52-дм установки. Подъемный механизм имел две зубчатые дуги. Клепаный станок опирался на шары установочного круга, которые закреплены на бетонном основании. Приводы ВН и ГН вручную и от общего электродвигателя.
Кроме Дурляхера проект 406-мм гаубичного лафета 7.03.1914 г. представил Металлический завод.
По сведениям генерала Барсукова 406-мм мортира была также изготовлена Шнейдером, но в Россию она не поступила.
Проектирование и изготовление 406-мм осадных гаубиц
В ходе войны появилась необходимость в тяжелых осадных гаубицах. Проекты береговых гаубиц Металлического завода и Дурляхера предполагали тяжелые стационарные установки и для этой цели не годились. Поэтому в 1915 году АК ГАУ переделал проект 406-мм береговой гаубицы (а скорее создал новую систему). Первый чертеж 406-мм осадной гаубицы был выполнен 18.11.1915 г. Окончательно чертеж был утвержден генералом Маниковским 26.11.1916 г. Дальность стрельбы новой 406-мм гаубицы была уменьшена с 16—14 км до 10 км. 25 февраля 1916 г. Обуховскому заводу был дан наряд № 28 243 на изготовление четырех 406-мм гаубиц (а точнее — их стволов). Согласно этому наряду все четыре гаубицы должны быть изготовлены в 1917 году (в том числе, две гаубицы - к марту 1917 года). К началу 1920 года стволы 406-мм гаубиц находились на Обуховском заводе.
29 сентября 1920 года в ГАУ вновь был рассмотрен вопрос о 406-мм гаубицах. Работы над ними решили продолжить, но «не в срочном порядке». Тем не менее, доделка гаубиц не велась, хотя бюрократическая переписка о них продолжалась до 1928 года. Так, 13 ноября 1928 года завод «Большевик» заявил АУ, что он за 2-3 года «может изготовить две 406-мм гаубицы». (Под изготовлением, разумеется, имелась ввиду доделка гаубиц). Однако АУ по непонятным причинам отказалось от доделки таких мощных и сравнительно мобильных систем. Аналогичная ситуация сложилась и с лафетами 406-мм гаубиц.
На основании Постановления Исполнительной комиссии при Военном министре от 7.04.1915 г. ГАУ заключило контракт с Брянским рельсопрокатным заводом на четыре лафета системы Дурляхера для 406-мм гаубиц. Официально контракт был подписан 13.05.1916 г. Стоимость заказа 596 000 рублей.
В состав одной системы входили:
а) лафет, состоящий из люльки, станка и установочных частей;
б) две кокорные тележки, ствольная повозка, передок для повозки станка и подвижная платформа для заряжающих.
Таблица 37 |
|
Данные 406-мм осадной гаубицы |
|
А. Ствол |
|
Калибр, мм |
406,2 |
Длина ствола мм/клб |
5264/12,953 |
Число нарезов |
96 |
Б. Лафет системы Дурляхера |
|
Угол ВН |
0° +60° |
Угол ГН |
±20° |
Высота системы, мм |
3531 |
Максимальная ширина системы, мм |
5055 |
Вес системы в боевом положении без деревянного основания, кг |
40951 |
Скорострельность, выстр./мин |
1 выстрел в 2 минуты |
В 1918 году изготовленные части лафетов были эвакуированы в Алатырский артсклад. На 15.06.1920 г. часть элементов лафетов была утеряна, и готовность их оценивалась не выше 20%. В конце концов, Брянский завод сумел, подобно Обуховскому, отказаться от заказа. [Табл.37]
Таблица 38 |
||||||
Боекомплект и баллистика |
||||||
Фугасный снаряд |
Вес снаряда, кг |
Длина, клб |
Вес тротила, кг |
Взрыватель |
Вес полного заряда, кг |
Начальная скорость, м/с |
Стальной |
696,2 |
3,75 |
145,5 |
5ДМ |
36,85 |
381 |
Чугунный |
696,2 |
2,9 |
45,0 |
8Г12 |
36,85 |
381 |
Стальной |
532,4 |
2,8 |
100,9 |
5ДМ |
36,85 |
- |
Компрессор гаубицы гидравлический, накатник гидропневматический. Подъемный механизм имел две зубчатые дуги. Поворотный механизм цепной.
В походном положении система перевозилась мехтягой на трех повозках — ствольной, лафетной и основания. [Табл.38]
Максимальное давление газов в стволе 1760—1960 кг/см2. Дальность стрельбы по разным источникам 1070—13 300 м.
Одновременно с заказом 406-мм гаубиц ГАУ заказало «Русскому обществу для изготовления снарядов» («Обществу Мальцевских заводов») 2000 стальных фугасных и 150 чугунных снарядов. Часть их была изготовлена, но 2 апреля 1919 года АК сообщил на заводы, что потребности в 406-мм снарядах нет и «они могут быть использованы по другой надобности».