Предыдущая Оглавление Следующая

ТЯЖЁЛАЯ АРТИЛЛЕРИЯ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА 

406-ММ ОСАДНАЯ ГАУБИЦА ОБУХОВСКОГО ЗАВОДА

После опытов на острове Березань возник вопрос о создании 406-мм береговых и осадных гаубиц.

В ЖАК № 378 от 9.04.1913 г. был рассмотрен проект 406-мм береговой гаубицы, представленный генералом Забудским. Затвор гаубицы поршневой. Заряжание раздельно-гильзовое.

Этим же журналом (№ 378) Дурляхеру было предложено разработать чертежи лафета к проектируемой гаубице и представить их АК ГАУ. Дурляхер разработал проект лафета, который был рассмотрен в ЖАК № 1518 от 24.12.1913 г. [Табл.36]

Таблица 36

Данные проекта Дурляхера

Длина пороховой каморы, мм

1513,8

Вес тела орудия, кг

около 29 484

Угол ВН*

+20°;+60°

Угол заряжания (постоянный)

около 20°

Длина отката, мм

1020

Толщина щита, мм

51

Вес снаряда, кг

870,2

Вес заряда, кг

110,6

Начальная скорость снаряда, м/с

500

Скорострельность, выстр./мин

1

• Предусматривалась стрельба при 0°

Затвор поршневой с приводом от электродвигателя.

Лафет состоял из люльки, станка и установочных частей, подобных соответствующим частям 14/52-дм установки. Подъемный механизм имел две зубчатые дуги. Клепаный станок опирался на шары установочного круга, которые закреплены на бетонном основании. Приводы ВН и ГН вручную и от общего электродвигателя.

Кроме Дурляхера проект 406-мм гаубичного лафета 7.03.1914 г. представил Металлический завод.

По сведениям генерала Барсукова 406-мм мортира была также изготовлена Шнейдером, но в Россию она не поступила.

Проектирование и изготовление 406-мм осадных гаубиц

В ходе войны появилась необходимость в тяжелых осадных гаубицах. Проекты береговых гаубиц Металлического завода и Дурляхера предполагали тяжелые стационарные установки и для этой цели не годились. Поэтому в 1915 году АК ГАУ переделал проект 406-мм береговой гаубицы (а скорее создал новую систему). Первый чертеж 406-мм осадной гаубицы был выполнен 18.11.1915 г. Окончательно чертеж был утвержден генералом Маниковским 26.11.1916 г. Дальность стрельбы новой 406-мм гаубицы была уменьшена с 16—14 км до 10 км. 25 февраля 1916 г. Обуховскому заводу был дан наряд № 28 243 на изготовление четырех 406-мм гаубиц (а точнее — их стволов). Согласно этому наряду все четыре гаубицы должны быть изготовлены в 1917 году (в том числе, две гаубицы - к марту 1917 года). К началу 1920 года стволы 406-мм гаубиц находились на Обуховском заводе.

29 сентября 1920 года в ГАУ вновь был рассмотрен вопрос о 406-мм гаубицах. Работы над ними решили продолжить, но «не в срочном порядке». Тем не менее, доделка гаубиц не велась, хотя бюрократическая переписка о них продолжалась до 1928 года. Так, 13 ноября 1928 года завод «Большевик» заявил АУ, что он за 2-3 года «может изготовить две 406-мм гаубицы». (Под изготовлением, разумеется, имелась ввиду доделка гаубиц). Однако АУ по непонятным причинам отказалось от доделки таких мощных и сравнительно мобильных систем. Аналогичная ситуация сложилась и с лафетами 406-мм гаубиц.

На основании Постановления Исполнительной комиссии при Военном министре от 7.04.1915 г. ГАУ заключило контракт с Брянским рельсопрокатным заводом на четыре лафета системы Дурляхера для 406-мм гаубиц. Официально контракт был подписан 13.05.1916 г. Стоимость заказа 596 000 рублей.

В состав одной системы входили:

а)  лафет, состоящий из люльки, станка и установочных частей;

б) две кокорные тележки, ствольная повозка, передок для повозки станка и подвижная платформа для заряжающих.

Таблица 37

Данные 406-мм осадной гаубицы

А. Ствол

Калибр, мм

406,2

Длина ствола мм/клб

5264/12,953

Число нарезов

96

Б. Лафет системы Дурляхера

Угол ВН

0° +60°

Угол ГН

±20°

Высота системы, мм

3531

Максимальная ширина системы, мм

5055

Вес системы в боевом положении без деревянного основания, кг

40951

Скорострельность, выстр./мин

1 выстрел в 2 минуты

В 1918 году изготовленные части лафетов были эвакуированы в Алатырский артсклад. На 15.06.1920 г. часть элементов лафетов была утеряна, и готовность их оценивалась не выше 20%. В конце концов, Брянский завод сумел, подобно Обуховскому, отказаться от заказа. [Табл.37]

Таблица 38

Боекомплект и баллистика

Фугасный снаряд

Вес снаряда, кг

Длина, клб

Вес тротила, кг

Взрыватель

Вес полного заряда, кг

Начальная скорость, м/с

Стальной

696,2

3,75

145,5

5ДМ

36,85

381

Чугунный

696,2

2,9

45,0

8Г12

36,85

381

Стальной

532,4

2,8

100,9

5ДМ

36,85

-

Компрессор гаубицы гидравлический, накатник гидропневматический. Подъемный механизм имел две зубчатые дуги. Поворотный механизм цепной.

В походном положении система перевозилась мехтягой на трех повозках — ствольной, лафетной и основания. [Табл.38]

Максимальное давление газов в стволе 1760—1960 кг/см2. Дальность стрельбы по разным источникам 1070—13 300 м.

Одновременно с заказом 406-мм гаубиц ГАУ заказало «Русскому обществу для изготовления снарядов» («Обществу Мальцевских заводов») 2000 стальных фугасных и 150 чугунных снарядов. Часть их была изготовлена, но 2 апреля 1919 года АК сообщил на заводы, что потребности в 406-мм снарядах нет и «они могут быть использованы по другой надобности».

Предыдущая Оглавление Следующая