203-ММ КОРПУСНАЯ МОРТИРА 03
История создания мортиры
203-мм корпусная мортира 03 была спроектирована КБ № 2 и изготовлена в 1934 году на заводе «Баррикады». 9 января 1935 года мортира прибыла на НИАП с завода «Баррикады», а передок с колесами прибыл с завода №7 30 декабря 1934 года.
Мортира имела коробчатый лафет. Тормоз отката гидравлический с объемом жидкости 18 литров. Накатник гидропневматический. При откате накатники откатывались вместе со стволом, а тормоз отката был неподвижен. Уравновешивающий механизм пружинный. Имелся механизм быстрого привода в положение для заряжания. Лафет имел подрессоривание и был приспособлен как для конной, так и для механической тяги. Тело мортиры было спроектировано в двух вариантах: с лейнированным стволом и стволом моноблоком. Крутизна нарезов прогрессивная. Затвор горизонтальный клиновой. Заряжание раздельно-гильзовое. Рессоры пластинчатые.
В системе применялось два типа лафетных колес — с металлической шиной (вес пары колес 404 кг) и с грузошиной (вес пары колес 504 кг).
Стрельба велась опытными снарядами весом 80 кг и 100 кг. [Табл.39]
Таблица 39 |
||||
Баллистические данные, полученные на НИАПе |
||||
Заряд |
Вес заряда, кг |
Начальная скорость, м/с |
Дальность, м |
Давление в канале, кг/см2 |
Баллистические данные для снаряда весом 80 кг |
||||
Полный |
2,55 |
- |
6991 |
1230 |
№1 |
2,23 |
278 |
- |
— |
№2 |
1,91 |
248 |
- |
- |
№3 |
1,578 |
216 |
4130 |
— |
№4 |
1,265 |
185 |
- |
440 |
Баллистические данные для снаряда весом 100 кг |
||||
№1 |
2,13 |
260 |
5233 |
1440 |
№2 |
1,79 |
- |
— |
— |
№3 |
1,45 |
— |
3375 |
— |
№4 |
1,11 |
171 |
— |
570 |
Меткость стрельбы на полигонных испытаниях оказалась неудовлетворительной. Мортира была плохо уравновешена, и усилия на рукояти маховика вертикального наведения были от 15 до 45 кг. Обкатка мортиры на расстоянии 50 км мехтягой со скоростью 10—12 км/час привела к повреждению колес с металлической шиной и ломке рессор. На вооружение 203-мм мортира 03 не принималась. [Табл.40]
Таблица 40 |
|
Данные 203-мм мортиры 03 |
|
Калибр, мм |
203,4 |
Длина ствола, мм/клб |
2435/12 |
Крутизна нарезов, клб: в начале |
36 |
у дула |
18 |
Число нарезов |
56 |
Угол ВН |
-2°5'; +70° |
Угол ГН |
5°30' |
Угол заряжания |
0° |
Длина отката (постоянная)./им |
1200 |
Высота линии огня, мм |
1121 |
Ширина системы, мм |
2270 |
Толщина щита, мм |
6,0 |
Вес системы кг: |
|
в боевом положении |
3621,5 |
в походном положении |
4096,5 |
Скорострельность, выстр./мин |
1 выстрел в 4,5—5 минут |
Расчет, чел |
5 |
Примечание. Весовые данные приведены для колес с металлической шиной весом 404 кг
203-ММ КОРПУСНАЯ МОРТИРА «Ж» ЗАВОДА «КРАСНЫЙ ПУТИЛОВЕЦ»
История создания мортиры
Разработка проекта 203-мм корпусной мортиры была начата КБ завода «Красный Путиловец» на основании сношения АУ РККА от 18.07.1929 г. и опытного заказа АУ от 29.07.1929 г.
Тело мортиры состояло из трубы, кожуха и навинченного на заднюю часть кожуха казенника с противовесом и бородой, а также двух колец с захватом. Камора была спроектирована под гильзу и предусматривала возможность использования боекомплекта 203-мм гаубицы системы «Е» («Шнейдер - Красный Путиловец»). Затвор поршневой, целиком без изменений принят от 203-мм гаубицы «Е». Имелся механизм быстрого приведения орудия к углу заряжания (взятый от 234-мм гаубицы Виккерса).
Лафет коробчатого типа. Тормоз отката и накатник воздушно-гидравлического типа. Подъемный механизм имел два сектора. Уравновешивающий механизм пружинный. Щит толщиной 6 мм жестко прикреплен к станку.
Колеса металлические дисковые с резиновой грузошиной. Подрессоривание пружинное. Система имела передок от 152-мм гаубицы обр. 1909 г., а прицел — от 152-мм мортиры обр. 1931 г.
Сборка первого опытного образца 203-мм мортиры «Ж» была закончена 31.10.1931 г., после чего его направили на НИАП. При стрельбе 15.12.1931 г. на НИАПе при первом выстреле снарядом весом 81,5 кг и зарядом 2,0 кг длина отката составила 640 мм, после чего ствол не накатился. При втором выстреле мортира опрокинулась. После двух выстрелов вышли из строя: пружина подрессоривающего механизма; вал подъемного механизма; цапфенная обойма; тормоз отката.
Таблица 41 |
||
Полный |
2,37 |
260 |
№1 |
1,94 |
227 |
№2 |
1,41 |
185 |
№ 3 |
0,60 |
130 |
Систему возвратили на завод для исправления, а затем вновь направили на НИАП. С 22 июня по 31 июля 1932 года из мортиры было сделано 153 выстрела. Предполагалось получить начальную скорость 310 м/с для снаряда весом 81,1 кг и заряда весом 32,5 кг.
По данным испытаний в июне-июле 1932 года комиссия так и не дала заключения о возможности принятия мортиры на вооружение.
Таблица 42 |
||
Система |
На лафете 122-мм пушки |
На лафете 152-мм пушки |
Угол ВН |
+45° |
+45° |
Угол ГН |
50° |
60° |
Вес системы в боевом положении, кг |
6540 |
4430 |
В феврале 1934 года на НИАП для испытаний с завода «Красный Путиловец» была доставлена 203-мм мортира «Ж». С 9 по 16 марта 1934 года она была испытана 26 выстрелами лафетопробным снарядом весом 81 кг и зарядами: [Табл.41]
Длина отката составила 920-930 мм. Дальность стрельбы — около 5 км. Следующий этап испытаний 203-мм мортира «Ж» прошла на НИАПе в июне 1934 года.
В 1934 годы разрабатывались системы, полученные наложением тела 203-мм мортиры «Ж» на лафет 122-мм корпусной пушки обр. 1931 г. и на лафет 152-мм гаубицы обр. 1931 г. [Табл.42]
По мнению ГАУ, целесообразность обоих наложений была сомнительная, так как навесная стрельба мортиры исключалась. В конце концов, от доработки 203-мм мортиры «Ж» отказались. [Табл.43, 44}
Таблица 43 |
||
Данные 203-мм мортиры «Ж» |
||
Данные |
Проектные |
Испытания |
Калибр, мм |
203,2 |
203,2 |
Длина ствола, мм/клб |
1675/8,25 |
1675/8,25 |
Крутизна нарезов (постоянная), клб. |
15 |
15 |
Число нарезов |
64 |
64 |
Угон ВН |
+75° |
+75° |
Угол ГН |
±3° |
±3° |
Угол заряжания |
20° |
- |
Длима отката, мм: |
||
нормального |
900 |
900 |
предельного |
1000 |
- |
Толщина щита, мм |
6 |
- |
Вес системы, кг: |
||
в боевом положении |
2700 |
3647 |
в походном положении |
- |
4057 |
Таблица 44 |
||||
Баллистические данные по проекту |
||||
Вес снаряда, кг |
Вес заряда, кг |
Начальная скорость, м/с |
Дальность, м |
Угол |
81,13 |
1,95 |
260 |
5500 |
45° |