Предыдущая Оглавление Следующая

203-ММ КОРПУСНАЯ МОРТИРА 03

История создания мортиры

203-мм корпусная мортира 03 была спроектирована КБ № 2 и изготовлена в 1934 году на заводе «Баррикады». 9 января 1935 года мортира прибыла на НИАП с завода «Баррикады», а передок с колесами прибыл с завода №7 30 декабря 1934 года.

Мортира имела коробчатый лафет. Тормоз отката гидравлический с объемом жидкости 18 литров. Накатник гидропневматический. При откате накатники откатывались вместе со стволом, а тормоз отката был неподвижен. Уравновешивающий механизм пружинный. Имелся механизм быстрого привода в положение для заряжания. Лафет имел подрессоривание и был приспособлен как для конной, так и для механической тяги. Тело мортиры было спроектировано в двух вариантах: с лейнированным стволом и стволом моноблоком. Крутизна нарезов прогрессивная. Затвор горизонтальный клиновой. Заряжание раздельно-гильзовое. Рессоры пластинчатые.

В системе применялось два типа лафетных колес — с металлической шиной (вес пары колес 404 кг) и с грузошиной (вес пары колес 504 кг).

Стрельба велась опытными снарядами весом 80 кг и 100 кг. [Табл.39]

Таблица 39

Баллистические данные, полученные на НИАПе

Заряд

Вес заряда, кг

Начальная скорость, м/с

Дальность, м

Давление в канале, кг/см2

Баллистические данные для снаряда весом 80 кг

Полный

2,55

-

6991

1230

№1

2,23

278

-

№2

1,91

248

-

-

№3

1,578

216

4130

№4

1,265

185

-

440

Баллистические данные для снаряда весом 100 кг

№1

2,13

260

5233

1440

№2

1,79

-

№3

1,45

3375

№4

1,11

171

570

Меткость стрельбы на полигонных испытаниях оказалась неудовлетворительной. Мортира была плохо уравновешена, и усилия на рукояти маховика вертикального наведения были от 15 до 45 кг. Обкатка мортиры на расстоянии 50 км мехтягой со скоростью 10—12 км/час привела к повреждению колес с металлической шиной и ломке рессор. На вооружение 203-мм мортира 03 не принималась. [Табл.40]

Таблица 40

Данные 203-мм мортиры 03

Калибр, мм

203,4

Длина ствола, мм/клб

2435/12

Крутизна нарезов, клб: в начале

36

у дула

18

Число нарезов

56

Угол ВН

-2°5'; +70°

Угол ГН

5°30'

Угол заряжания

0°

Длина отката (постоянная)./им

1200

Высота линии огня, мм

1121

Ширина системы, мм

2270

Толщина щита, мм

6,0

 Вес системы кг:

в боевом положении

3621,5

в походном положении

4096,5

Скорострельность, выстр./мин

1 выстрел в 4,5—5 минут

Расчет, чел

5

Примечание. Весовые данные приведены для колес с металлической шиной весом 404 кг

203-ММ КОРПУСНАЯ МОРТИРА «Ж» ЗАВОДА «КРАСНЫЙ ПУТИЛОВЕЦ»

История создания мортиры

Разработка проекта 203-мм корпусной мортиры была начата КБ завода «Красный Путиловец» на основании сношения АУ РККА от 18.07.1929 г. и опытного заказа АУ от 29.07.1929 г.

Тело мортиры состояло из трубы, кожуха и навинченного на заднюю часть кожуха казенника с противовесом и бородой, а также двух колец с захватом. Камора была спроектирована под гильзу и предусматривала возможность использования боекомплекта 203-мм гаубицы системы «Е» («Шнейдер - Красный Путиловец»). Затвор поршневой, целиком без изменений принят от 203-мм гаубицы «Е». Имелся механизм быстрого приведения орудия к углу заряжания (взятый от 234-мм гаубицы Виккерса).

Лафет коробчатого типа. Тормоз отката и накатник воздушно-гидравлического типа. Подъемный механизм имел два сектора. Уравновешивающий механизм пружинный. Щит толщиной 6 мм жестко прикреплен к станку.

Колеса металлические дисковые с резиновой грузошиной. Подрессоривание пружинное. Система имела передок от 152-мм гаубицы обр. 1909 г., а прицел — от 152-мм мортиры обр. 1931 г.

Сборка первого опытного образца 203-мм мортиры «Ж» была закончена 31.10.1931 г., после чего его направили на НИАП. При стрельбе 15.12.1931 г. на НИАПе при первом выстреле снарядом весом 81,5 кг и зарядом 2,0 кг длина отката составила 640 мм, после чего ствол не накатился. При втором выстреле мортира опрокинулась. После двух выстрелов вышли из строя: пружина подрессоривающего механизма; вал подъемного механизма; цапфенная обойма; тормоз отката.

Таблица 41

Полный

2,37

260

№1

1,94

227

№2

1,41

185

№ 3

0,60

130

Систему возвратили на завод для исправления, а затем вновь направили на НИАП. С 22 июня по 31 июля 1932 года из мортиры было сделано 153 выстрела. Предполагалось получить начальную скорость 310 м/с для снаряда весом 81,1 кг и заряда весом 32,5 кг.

По данным испытаний в июне-июле 1932 года комиссия так и не дала заключения о возможности принятия мортиры на вооружение.

Таблица 42

Система

На лафете  122-мм пушки

На лафете 152-мм пушки

Угол ВН

+45°

+45°

Угол ГН

50°

60°

Вес системы в боевом положении, кг

6540

4430

В феврале 1934 года на НИАП для испытаний с завода «Красный Путиловец» была доставлена 203-мм мортира «Ж». С 9 по 16 марта 1934 года она была испытана 26 выстрелами лафетопробным снарядом весом 81 кг и зарядами: [Табл.41]

Длина отката составила 920-930 мм. Дальность стрельбы — около 5 км. Следующий этап испытаний 203-мм мортира «Ж» прошла на НИАПе в июне 1934 года.

В 1934 годы разрабатывались системы, полученные наложением тела 203-мм мортиры «Ж» на лафет 122-мм корпусной пушки обр. 1931 г. и на лафет 152-мм гаубицы обр. 1931 г. [Табл.42]

По мнению ГАУ, целесообразность обоих наложений была сомнительная, так как навесная стрельба мортиры исключалась. В конце концов, от доработки 203-мм мортиры «Ж» отказались. [Табл.43, 44}

Таблица 43

Данные 203-мм мортиры «Ж»

Данные

Проектные

Испытания

Калибр, мм

203,2

203,2

Длина ствола, мм/клб

1675/8,25

1675/8,25

Крутизна нарезов (постоянная), клб.

15

15

Число нарезов

64

64

Угон ВН

+75°

+75°

Угол ГН

±3°

±3°

Угол заряжания

20°

-

Длима отката, мм:

нормального

900

900

предельного

1000

-

Толщина щита, мм

6

-

Вес системы, кг:

в боевом положении

2700

3647

в походном положении

-

4057

Таблица 44

Баллистические данные по проекту

Вес снаряда, кг

Вес заряда, кг

Начальная скорость, м/с

Дальность, м

Угол

81,13

1,95

260

5500

45°

 

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz