Пушка Б-10 на гусеничном ходу
Б-10 возили в раздельном виде, а Б-30 решили провезти на дистанцию 153 км в нераздельном виде (вес системы 18,2 т) по проселочной дороге. Везти ее пришлось двумя тракторами (цугом). Б- 30 была возвращена с пробега, так как на первых же двух километрах она сломала 3 моста и вязла на мокром грунте. В заключении комиссии было сказано: «Б-30 может быть принята на вооружение при устранении замечаний», Б-10 полигонных испытаний не выдержала.
В конце 1936 года завод «Большевик» изготовил малую серию из шести пушек Б-30. Все пушки прошли испытания на НИАПе, причем пушка № 2 была установлена на самоходе СУ-14, на котором к 8.11.1938 г. сделала 16 выстрелов.
Часто пушки Б-30 использовались для различных экспериментов. Так, на пушке № 1 была поставлена свободная труба, разработанная итальянской фирмой «Ансальдо». Саму же трубу изготовил завод «Большевик». В этой свободной трубе на длине 846 мм от начала нарезов была сделана нарезка переменной глубины (от 2,8 до 1,5 мм). Летом 1937 года пушка с трубой Ансальдо прошла испытания на НИАПе. Согласно заключению комиссии НИАПа от 12.08.1937 г. «труба с нарезкой Ансальдо полигонные испытания не выдержала из-за остаточных деформаций в канале».
Таблица 55 |
||
Результаты дальнейших стрельб 11.03.1937 г. — 28.09.1937 г. |
||
Номер чертежа |
6259 |
6258 |
Вес снаряда кг |
50 |
71 |
Начальная скорость, м/с |
829 |
673,4 |
Дальность, м |
24930 |
17200 |
Угол, град |
45° |
20° |
Давление в канале, кг/см2 |
2620 |
2355 |
152-мм ствол Б-30 №2 со свободной трубой №5505 был нарезан с крутизной 12 клб. 11 ноября 1936 года был сделан первый выстрел нарезным снарядом для опробования ствола и подбора заряда. При снаряде черт. 6258 и заряде 5,0 кг получена начальная скорость 368,6 м/с и давление в канале ствола 1600 кг/см2. Дальнейшая стрельба оказалась невозможной, так как новый снаряд в ствол не входил. Пришлось зачистить ствол. [Табл. 55]
Сравнение данных испытаний обычного ствола Б-30 со стволом Б-30 № 2 с крутизной нарезки в 12 клб показало, что при стрельбе нарезными снарядами падение начальной скорости больше (после 215 выстрелов). Это было связано с тем, что нарезные снаряды совсем не имели обтюрирующих поясков и происходило «смыливание» нарезов. С учетом этого, а также сложности заряжания и других факторов от нарезных снарядов решили отказаться.
Таблица 56 |
||
Данные орудий |
Б-10 |
Б-30 |
Калибр, мм |
152 |
152 |
Длина ствола, мм/кпб |
7170/47,1 |
7175/47,2 |
Крутизна нарезов, клб |
25 |
25 |
Число нарезов |
48 |
48 |
Вес ствола с затвором, кг |
5200—5300 |
5270—5302 |
Угол ВН, град. |
-3°10'; +55° |
0°30'; +60°35' |
Угол ГН, град. |
5°10' |
— |
Длина отката, мм: |
||
нормального |
1100 |
1256—1300 |
предельного |
1120 |
1400 |
короткого |
нет |
850 |
Длина системы при угле 0°, мм |
11200 |
11300 |
Высота габаритная, мм: |
||
при 0° |
2210 |
2525 |
при 45° |
6225 |
6900 (при 60°) |
Длина орудийной повозки (по гусеницам), мм |
2000 |
|
Длина системы, мм |
||
при 0° |
— |
11600 |
при 60° |
— |
9070 |
Вес системы в боевом положении, кг |
14156* |
17120 |
Вес системы в походном положении с неснятым стволом, кг |
15170 |
18160 |
Скорострельность, выстр./мин |
0,83 |
Примечание: * — по другим сведениям 16 000 кг.
В 1937-1938 годах инженеры завода «Большевик» вели тяжелую борьбу с конкурентами с «Баррикад». И по аналогии с Бр-2 на заводе «Большевик» к маю 1938 года для Б-30 был изготовлен длинный ствол в 55 клб вместо 47,2 клб. (Причина непринятия ствола в 55 клб будет указана в главе «Бр-2»). 25.05.1939 г. завод «Большевик» закончил изготовление ствола Б-30 нормальной длины, но с углубленной нарезкой и уменьшенной каморой. Ствол был подан на АНИОП для испытаний 5 июня 1939 года.
Тем не менее, по неясным причинам АУ выбрало Бр-2 вместо Б-30.
Кстати, руководство АНИОПа выступало категорически против этого выбора. [Табл. 56]
152-ММ ПУШКА БР-2
История создания пушки Бр-2
152-мм пушка Бр-2 была создана в КБ завода «Баррикады» под руководством Иванова. Фактически это было наложение ствола Б-10 на лафет с небольшими изменениями. Нарезка, как у Б-10, была мелкая (глубина нареза 1,5 мм, ширина нареза 6,974 мм, ширина поля 3,0 мм). Баллистика Бр-2 совпадала с Б-10 и Б-30. Основными отличиями Бр-2 от Б-30 были: скрепленный ствол вместо свободной трубы (у Б-30), наличие гидропневматического уравновешивающего механизма и незначительные изменения в ударном механизме затвора.
Опытный образец пушки Бр-2 прибыл 9 декабря 1935 года на НИАП с завода «Баррикады» для проведения полигонных испытаний. Испытания стрельбой велись с 31.12.1935 г. по 20.01.1936 г. Скорострельность Бр-2 колебалась от 3,8 минут до 4,3 минут на выстрел, в зависимости от типа лотка. Меткость Бр-2 была одного порядка с Б-30 и ее признали удовлетворительной. Отмечалось тугое запирание затвора. Всего в ходе заводских и полигонных испытаний пушка Бр-2 сделала 138 выстрелов и ее начальная скорость упала на 1,3%.
Согласно заключению комиссии НИАПа «Бр-2 не может быть допущена к войсковым испытаниям из-за неуравновешенности качающейся части» и ряда других недоработок. Однако АУ, вопреки мнению комиссии НИАПа, отправило Бр-2 на войсковые испытания на полигон АКУКС. Испытания Бр-2 были начаты 7 марта 1936 года, но уже 24 марта «в виду явных разрушений системы» прекратились.
Обе комиссии, НИАПа и АКУКС, отдали предпочтение Б-30, но высшее руководство АУ выдало заказ на изготовление серии Бр-2 и велело прекратить производство Б-30 на «Большевике». Как следует из намеков в ряде служебных документов, позже ряд руководителей АУ жестоко поплатились за это решение. 14 марта 1936 года АУ предложило заводу «Баррикады» начать производство Бр-2, но не со скрепленным стволом, как в первом опытном образце, а со свободной трубой подобно Б-30.