При сравнении Бр-19 с Бр-2 выяснилось:
а) Фугасное действие 180-мм снаряда весом 97,5 кг, содержащего 7 кг взрывчатого вещества, и 152-мм снаряда весом 49 кг, содержащего 6,5 кг взрывчатого вещества, приблизительно одинаково. Морской снаряд рассчитан на более высокое давление в канале ствола и предназначен для пробития корабельной брони, и поэтому имел так мало взрывчатого вещества.
б) На дистанции 9 км 180-мм снаряд пробивал по нормали броню толщиной 139 мм, а 152-мм - только 119 мм, то есть на 17% меньше.
в) Глубина проникновения в железобетон на дальности стрельбы 9120 м. [Табл. 64]
Таблица 64 |
|||
Система | Бр-21 | Бр-2 | Б-4 |
Калибр, мм | 180 | 152 | 203 |
Толщина железобетона, мм | 1560 | 1240 | 987 |
Конечно, Бр-21 могла бы эффективно работать по финским дотам на Карельском перешейке. Но, увы, АУ решило, что принимать Бр-21 на вооружение нецелесообразно. АУ не хотелось возиться с новым для армии калибром 180 мм, проектировать новые боеприпасы и т.д. Любопытно, что АУ, тем не менее, решило продолжить испытания системы на НИАПе, дабы узнать причины столь хорошей кучности Бр-21. [Табл. 65, 66]
Таблица 65 |
|
Данные пушки Бр-21 | |
Калибр, мм | 180 |
Длина ствола, мм/клб | 7350/40,8 |
Крутизна нарезов (постоянная), клб | 25 |
Число нарезов | 48 |
Глубина нареза, мм | 1,78 |
Вес ствола с затвором, кг | 5350 |
Длина отката, мм: | |
длинного | 1325—1380 |
короткого | 850—865 |
Высота линии огня, мм | 1920 |
Длина системы в походном положении, мм: | |
без ствола | 8820 |
со стволом | 13180 |
Таблица 66 |
|
Расчетные баллистические данные | |
Вес снаряда, кг | 80 |
Вес заряда, кг | 21 |
Начальная скорость, м/с | 750 |
Дальность, м | 24 000 |
Давление в канале ствола, кг/см2 | 2500 |
203-ММ ГАУБИЦА Б-4
История создания гаубицы
11.12.1926 г. на заседании Артиллерийского комитета было вынесено решение: «Поручить КБ Арткома в 4-6 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости...» Письмом № 51225/12Я5 от 22. 03. 1927 г. АК предписал КБ Арткома составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы АРГК и 152-мм пушки АРГК. Руководителем работ по проектированию 203-мм гаубицы был А.А. Лендер, а после его смерти — А.Г. Гаврилов.
Проект гаубицы был закончен 16.01.1928 г. Он был составлен в двух вариантах. В одном - с дульным тормозом, во втором — без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение отдали стволу без дульного тормоза. [Табл. 67]
Таблица 67 |
|
Данные проекта |
|
Калибр, мм |
203,4 |
Длина ствола (без дульного тормоза), мм/клб |
4617/22,7 |
Крутизна нарезов (постоянная), клб/град |
25/7°10' |
Число нарезов |
68 |
Глубина нареза, мм |
2,0 |
Угол ВН, град |
+60° |
Высота линии огня, мм |
2000 |
Ширина хода, мм |
1930 |
Начальная скорость снаряда весом 100 кг, м/с |
550 |
Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ Арткома, а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу — КБ завода «Большевик».
Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 г. В июле—августе 1931 г. на НИАПе проводились стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4. Серийное производство гаубиц Б-4 было начато на заводе «Большевик» в 1932 г.
Уже в 1932 г. провели модернизацию Б-4, позволившую улучшить ее баллистику. На тот же лафет был наложен более длинный (на 3 клб) и прочный ствол. Гаубицы со старым стволом получили наименование «Б-4 малой мощности» (ММ), а гаубицы с новым стволом — «Б-4 большой мощности» (БМ). Кроме большей длины ствола- гаубицу БМ можно было отличить от гаубицы ММ по устройству казенника: бородка казенника большой мощности сзади имела вид прямоугольника с острыми краями, а бородка казенника малой мощности сужена кверху и скруглена. Иных внешних отличий гаубицы БМ и ММ не имели. Чтобы не возвращаться более к гаубицам ММ скажем, что они постепенно в ходе заводских ремонтов переделывались в БМ, и уже в послевоенное время о них не было слышно. Единственный уцелевший образец гаубицы ММ находится сейчас в Одессе на территории военного училища.
203-мм гаубица Б-4 в боевом положении при угле возвышения 0°
203-мм гаубица Б-4 в походном положении при раздельной возке. (Лафетная повозка)