Предыдущая Оглавление Следующая

При сравнении Бр-19 с Бр-2 выяснилось:

а)  Фугасное действие 180-мм снаряда весом 97,5 кг, содержащего 7 кг взрывчатого вещества, и 152-мм снаряда весом 49 кг, содержащего 6,5 кг взрывчатого вещества, приблизительно одинаково. Морской снаряд рассчитан на более высокое давление в канале ствола и предназначен для пробития корабельной брони, и поэтому имел так мало взрывчатого вещества.

б) На дистанции 9 км 180-мм снаряд пробивал по нормали броню толщиной 139 мм, а 152-мм - только 119 мм, то есть на 17% меньше.

в) Глубина проникновения в железобетон на дальности стрельбы 9120 м. [Табл. 64]

Таблица 64

Система Бр-21 Бр-2 Б-4
Калибр, мм 180 152 203
Толщина железобетона, мм 1560 1240 987

Конечно, Бр-21 могла бы эффективно работать по финским дотам на Карельском перешейке. Но, увы, АУ решило, что принимать Бр-21 на вооружение нецелесообразно. АУ не хотелось возиться с новым для армии калибром 180 мм, проектировать новые боеприпасы и т.д. Любопытно, что АУ, тем не менее, решило продолжить испытания системы на НИАПе, дабы узнать причины столь хорошей кучности Бр-21. [Табл. 65, 66]

Таблица 65

Данные пушки Бр-21
Калибр, мм 180
Длина ствола, мм/клб 7350/40,8
Крутизна нарезов (постоянная), клб 25
Число нарезов 48
Глубина нареза, мм 1,78
Вес ствола с затвором, кг 5350
Длина отката, мм:
длинного 1325—1380
короткого 850—865
Высота линии огня, мм 1920
Длина системы в походном положении, мм:
без ствола 8820
со стволом 13180

Таблица 66

Расчетные баллистические данные
Вес снаряда, кг 80
Вес заряда, кг 21
Начальная скорость, м/с 750
Дальность, м 24 000
Давление в канале ствола, кг/см2 2500

203-ММ ГАУБИЦА Б-4

История создания гаубицы

11.12.1926 г. на заседании Артиллерийского комитета было вынесено решение: «Поручить КБ Арткома в 4-6 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости...» Письмом № 51225/12Я5 от 22. 03. 1927 г. АК предписал КБ Арткома составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы АРГК и 152-мм пушки АРГК. Руководителем работ по проектированию 203-мм гаубицы был А.А. Лендер, а после его смерти — А.Г. Гаврилов.

Проект гаубицы был закончен 16.01.1928 г. Он был составлен в двух вариантах. В одном - с дульным тормозом, во втором — без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение отдали стволу без дульного тормоза. [Табл. 67]

Таблица 67

Данные проекта

Калибр, мм

203,4

Длина ствола (без дульного тормоза), мм/клб

4617/22,7

Крутизна нарезов (постоянная), клб/град

25/7°10'

Число нарезов

68

Глубина нареза, мм

2,0

Угол ВН, град

+60°

Высота линии огня, мм

2000

Ширина хода, мм

1930

Начальная скорость снаряда весом 100 кг, м/с

550

Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ Арткома, а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу — КБ завода «Большевик».

Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 г. В июле—августе 1931 г. на НИАПе проводились стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4. Серийное производство гаубиц Б-4 было начато на заводе «Большевик» в 1932 г.

Уже в 1932 г. провели модернизацию Б-4, позволившую улучшить ее баллистику. На тот же лафет был наложен более длинный (на 3 клб) и прочный ствол. Гаубицы со старым стволом получили наименование «Б-4 малой мощности» (ММ), а гаубицы с новым стволом — «Б-4 большой мощности» (БМ). Кроме большей длины ствола- гаубицу БМ можно было отличить от гаубицы ММ по устройству казенника: бородка казенника большой мощности сзади имела вид прямоугольника с острыми краями, а бородка казенника малой мощности сужена кверху и скруглена. Иных внешних отличий гаубицы БМ и ММ не имели. Чтобы не возвращаться более к гаубицам ММ скажем, что они постепенно в ходе заводских ремонтов переделывались в БМ, и уже в послевоенное время о них не было слышно. Единственный уцелевший образец гаубицы ММ находится сейчас в Одессе на территории военного училища.

FAHSP033.jpg

FAHSP034.jpg

 203-мм гаубица Б-4 в боевом положении при угле возвышения 0°

FAHSP035.jpg

 203-мм гаубица Б-4 в походном положении при раздельной возке. (Лафетная повозка)

Предыдущая Оглавление Следующая