Предыдущая Оглавление Следующая

FAHSP036.jpg

203-мм гаубицы Б-4 на одном из довоенных парадов (нераздельная возка)

Официально 203-мм гаубица Б-4 была принята на вооружение 10.06.1934 г. В 1933 году производство гаубиц Б-4 было начато на заводе «Баррикады». В 1933 г. этот завод предъявил к сдаче лишь одну гаубицу, но и ее не смогли сдать до конца года. Первые две гаубицы Б-4 завод «Баррикады» сдал в I полугодии 1934 года.

Приспособление на каждом заводе («Большевик» и «Баррикады») конструкции гаубицы к своим производственным возможностям привело к выпуску двух практически различных конструкций. Для устранения этого влияния в 1937 году была проведена работа по выпуску единых чертежей. Но, судя по всему, полной унификации гаубиц добиться не удалось. Мало того, в 1938 году к производству Б-4 присоединился еще один завод — Новокраматорский.

До 1936 года канал гаубицы Б-4 имел ширину поля нареза 3 мм, а ширину нареза 6,974 мм. В 1936 году по распоряжению АУ ширина поля была увеличена до 3,974 мм, а ширина нареза уменьшена до 6,0 мм. После отстрела первых гаубиц с измененной нарезкой в АУ пошли жалобы на омеднение ствола. Но АУ ответило, что лучше омеднение, чем срыв полей нарезки, и приказало делать новую нарезку.

Первоначально стволы гаубиц ММ и БМ изготавливались только скрепленными. Первые опытные лейнеры к Б-4ММ были изготовлены на заводе «Большевик» в апреле 1934 года. Первый лейнированный ствол Б-4БМ был изготовлен не ранее конца 1934 года. Далее шло параллельно изготовление скрепленных и лейнированных стволов Б-4БМ. Отметим, что к 1.09.1938 гг. на заводе «Баррикады» не было сделано ни одного лейнированного ствола.

Не обошли Б-4 и опыты с нарезными снарядами. В 1934 году завод «Большевик» получил заказ на опытный ствол Б-4 для стрельбы нарезными снарядами. Крутизна нарезов ствола постоянная 12 клб, число нарезов 48, глубина нареза 2,0 м, ширина нареза 9,0 мм, ширина поля 4,29 мм. Изготовление опытного ствола затянулось, и стрельбы из него начались лишь в конце 1936 года.

В декабре 1936 года на НИАПе из опытного ствола Б-4 велись стрельбы нарезными снарядами. Однако положительных результатов добиться не удалось. А 25.03.1938 г. АУ предложило НИАПу «отправить на завод «Большевик» не позднее 10.04.1938 г. опытный ствол Б-4 № 128 с крутизной нарезки 12 клб для исправления нарезов». Дальнейшая судьба этого ствола неизвестна.

Гаубица Б-4ММ и первые партии Б-4БМ относились к так называемой «первой серии» гаубиц, имевших неудовлетворительную конструкцию ходовой части, допускавшую скорость возки по шоссе только до 8 км/час. Во «второй серии» была доработана ходовая часть, которая позволила двигаться со скоростью до 12 км/час.

FAHSP037.jpg

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz