ПРОИЗВОДСТВО И БОЕВАЯ СЛУЖБА ГАУБИЦ Б-4
К 6 марта 1933 года в войсках имелось семь гаубиц Б-4 (видимо, все малой мощности).
К 1 ноября 1936 года в РККА состояло 203-мм гаубиц Б-4: [Табл. 68]
К 1.01.1937 г. была изготовлена 31 гаубица Б-4ММ и 88 гаубиц Б-4БМ.
Таким образом, всего было произведено 31 гаубица Б-4ММ и 977 гаубиц Б-4БМ.
Гаубицы Б-4 принимали участие в Финской войне 1939-1940 годов. На 1.03.1940 г. на финском фронте имелось 142 гаубицы Б-4. Потеряно или вышло из строя четыре гаубицы Б-4 (одна в декабре 1939 года и три в январе-феврале 1940 года).
Таблица 68 |
||
Годных к использованию |
85 |
30 |
Требующих капитального ремонта |
3 |
1 |
Всего |
88 |
31 |
Таблица 69 |
|||||
Производство гаубиц Б-4БМ в 1937—1941 годах |
|||||
Год |
1937 |
1938 |
1939 |
1940 |
1941 |
Число гаубиц |
42 |
124 |
229 |
168 |
326 |
К 22 июня 1941 года в РККА имелось всего 849 гаубицы Б-4, из которых 41 гаубица нуждалась в капитальном ремонте.
В 1938—1939 гг. была предпринята попытка ввести 203-мм гаубицы в корпусные артиллерийские полки («полки второго типа»), по шесть гаубиц в дивизион. Однако к началу войны Б-4 были выведены из корпусной артиллерии, причем взамен шести гаубиц каждый дивизион получил 12-15 гаубиц-пушек МЛ-20.
К началу войну гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК. По штату полка (от 19.02.1941 г.) в нем имелось четыре дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее состояло две гаубицы, соответственно, одна гаубица считалась взводом. Всего в полку имелось 24 гаубицы, 112 тракторов, 242 автомобиля, 12 мотоциклов и 2304 человек личного состава (из них 174 офицера). К 22.06.1941 г. в составе РВГК имелось 33 полка с гаубицами Б-4, то есть всего по штату 792 гаубицы, а фактически в полках состояло 727 гаубиц.
С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б-4, а от промышленности отпущено в войска 105 гаубиц. В ходе войны несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Так, в г. Дубно был захвачен немцами 529-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности. Из-за отсутствия тягачей нашими войсками были брошены в исправном состоянии 27 203-мм гаубиц Б-4. Часть из них поступила на вооружение германской армии под названием 20,3-см Н.503(r). К марту 1944 года на Восточном фронте у немцев имелось восемь гаубиц 20,3-см Н.503(r), выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов. Вес полного немецкого заряда составлял 15,4 кг.
В советской армии гаубицы Б-4 до конца войны состояли только в артиллерии РВГК. К 1 мая 1945 года Б-4 имелись в 30 бригадах и четырех отдельных полках. Всего по штату должно было быть 768 гаубиц, а имелось 760.
Устройство ствола Б-4
Гаубицы Б-4 имели стволы:
а) скрепленные без лейнера и с лейнером;
б) моноблоки с лейнером.
Затвор поршневой типа Шнейдер. Те и другие стволы могли иметь двухтактные и трехтактные затворы. Лейнеры для двухтактного затвора не взаимозаменяемы с лейнерами для трехтактных затворов.
1) Скрепленный ствол (без лейнера) состоял из трубы, кожуха, казенника и втулки кожуха. Кожух надет на трубу в горячем состоянии с натяжением.
2) Скрепленный ствол с лейнером состоял из лейнера, трубы, кожуха, казенника и втулки кожуха.
Лейнер вставлялся в трубу с диаметральным зазором 0,03-0,2 мм.
3) Ствол моноблок с лейнером по внешнему виду ничем не отличался от скрепленного ствола с лейнером. Ствол моноблок имел только двухтактный затвор.
Замена лейнера могла производиться в полевых условиях.
Вооружение гаубицы Б-4. Повозка со стволом на лафете. Вид сзади
Ствольная повозка на колесном ходу к гаубице Б-4
Ствольная повозка Бр-10 203-мм гаубицы Б-4