Устройство лафета Б-4 (с указанием отличий для Бр-2 и Бр-5)
Лафет Б-4 имел некоторые отличия от лафетов Бр-2 и Бр-5. Так, у Бр-2 в лафет введен дополнительный уравновешивающий механизм, а у мортиры Бр-5 изменен профиль шпонок в тормозе отката, усилен кран заряжания и др. В связи с этим и постановка стволов различных калибров на один и тот же лафет могла быть произведена только в заводских условиях.
Стрельба из мортиры Бр-5 при углах ВН меньших 15° ввиду слабой устойчивости системы при малых углах возвышения допускалась только в исключительных случаях.
Подъемный механизм имел один сектор, прикрепленный к люльке. Поворотный механизм секторный. Уравновешивающий механизм (имелся только у Бр-2) гидропневматический, толкающего типа. Тормоз отката гидравлический, а накатник гидропневматический. Все противооткатные устройства при накате неподвижны.
Верхний станок представлял собой клепаную конструкцию. Штыревым гнездом верхний станок надевался на боевой штырь нижнего станка и вращался на нем при действии поворотным механизмом. Для быстрого приведения ствола к углу заряжания орудие имело специальный механизм.
В лобовой части нижнего станка под нижним листом по бокам приклепаны литые башмаки, в которые вставлялась боевая ось круглого сечения. На конус боевой оси надевались гусеницы.
Заряжание производилось в помощью крана с лебедкой и при помощи кокора.
Орудийные повозки
Орудийная повозка Бр-10 состояла из корпуса повозки, переднего хода со стрелой механической тяги, заднего хода, тормозного устройства и устройства для перевооружения системы. Повозка снабжена листовыми рессорами. Скорость возки Бр-10 со стволом до 25 км/час.
Кроме повозки Бр-10 были на вооружении:
а) Железная ствольная повозка с колесами тракторного типа. Повозка имела ограниченную проходимость. Подрессоривание отсутствовало.
б) Ствольная повозка на гусеничном ходу Б-29. Ход от танка Т-26. Повозка отличалась большим весом (7,7 т без ствола), скорость возки до 10 км/час.
Обе повозки постепенно заменялись на Бр-10. [Табл. 70]
Орудийная повозка Б-29 на гусеничном ходу
Таблица 71 |
||||
Данные серийных орудий триплекса Б-4БМ, Бр-5 и Бр-2 |
||||
Б-4ММ |
Б-4БМ |
Бр-5 |
Бр-2 |
|
Калибр, мм |
203,4 |
203,4 |
279,4 |
152 |
Длина ствола, мм/клб |
4466 |
5087/25 |
4750/17 |
7170/47,2 |
Тип нарезки |
Постоянной крутизны |
Постоянной крутизны |
Постоянной крутизны |
Постоянной крутизны |
Число нарезов |
64 |
64 |
88 |
32 |
Глубина нареза, мм |
2,0 |
2,0 |
1,7 |
3,1 |
Угол ВН, град. |
0°; +60° |
0°; +60° |
0°; +60° |
0°;+60° |
Угол ГН, град. |
±4° |
±4° |
±4° |
±4° |
Угол заряжания, град. |
0° |
0° |
0° |
0° |
Длина отката при углах ВН, мм: |
||||
от 0° до 30° |
1300—1400 |
1300—1400 |
1300—1410 |
1250—1360 |
от 30° до 42° |
1300—760 |
1400—850 |
1410—850 |
1360—850 |
от 42° до 60° |
760 |
850—880 |
850—380 |
850—880 |
Высота линия огня, мм |
1920 |
1920 |
1920 |
1920 |
Длина системы в боевом положении, мм |
9000 |
9600 |
8993 |
11448 |
Ширина системы в боевом положении, мм |
2490 |
2490 |
2490 |
2490 |
Ширина трака гусеницы, мм |
460 |
460 |
460 |
460 |
Вес системы в боевом положении, кг |
15800 |
17700 |
18400 |
18200 |
Система в походном положении |
||||
1) Нераздельная возка |
||||
Длина системы, мм |
10780 |
11370 |
10941 |
13403 |
Вес системы, кг |
16830 |
около 19000 |
около 19 700 |
около 19 500 |
2) Лафетная повозка |
||||
Длина с передком, мм |
9090 |
9090 |
9090 |
9090 |
Высота, мм |
2550 |
2600 |
2600 |
2600 |
Ширина, мм |
2655 |
2700 |
2700 |
2700 |
Клиренс, мм |
260 |
320 |
320 |
320 |
Вес лафетной повозки с передком, кг |
13 800 |
13 800 |
13 800 |
|
Вес передка лафета, кг |
1300 |
1300 |
1300 |
1300 |
3) Орудийная повозка Бр-10 |
||||
Длина повозки, мм |
— |
7380 |
7043 |
10 490 |
Ширина повозки, мм |
— |
2555 |
2555 |
2555 |
Высота повозки, мм |
— |
1900 |
2000 |
1900 |
Клиренс, мм |
— |
310 |
310 |
310 |
Вес пустой повозки, кг |
около 5400 |
около 5400 |
около 5400 |
|
Вес повозки со стволом, кг |
— |
около 10600 |
около 11300 |
около 11100 |
4) Орудийная повозка с колесами тракторного типа |
||||
Длина повозки, мм |
7535 |
8165 |
8165 |
8165 |
Высота повозки, мм |
1855 |
1850 |
1850 |
1850 |
Ширина хода, мм |
2655 |
2655 |
2655 |
2655 |
Клиренс, мм |
310 |
310 |
310 |
310 |
Вес повозки со стволом, кг |
9230 |
9590 |
— |
— |
5) Орудийная повозка Б-29 (на гусеничном ходу) |
||||
Длина без ствола, мм |
- |
5590 |
5590 |
5590 |
Длина со стволом (со стрелой/без стрелы), мм |
- |
6790/8480 |
8770/10460 |
|
Ширина, мм |
2410 |
2410 |
2410 |
|
Ширина хода, мм |
- |
2130 |
2130 |
2130 |
Ширина трака гусеницы, мм |
285 |
285 |
285 |
|
Клиренс, мм |
— |
350 |
350 |
350 |
Вес повозки без ствола, кг |
- |
около 7700 |
около 7700 |
около 7700 |
Вес повозки со стволом, кг |
— |
около 12 900 |
около 13 650 |
около 13 420 |
Эксплуатационные данные |
||||
Расчет, чел. |
15 |
15 |
15 |
15 |
Скорострельность, выстр./мин |
один в 2 мин |
один в 2 мин |
один в 2 мин |
один в 2 мин |
Скорость возки по шоссейным и грунтовым дорогам, км/час: |
||||
для лафетной повозки |
до 8 |
12—15 |
12—15 |
12—15 |
для орудийной повозки |
до 8 |
до 25 |
до 25 |
до 25 |
система в вооруженном виде |
до 5 |
до 5 |
до 5 |
до 5 |
Скорость возки по булыжной мостовой и пересеченной местности, км/час: |
||||
для лафетной повозки |
до 5 |
до 8 |
до 8 |
до 8 |
для орудийной повозки |
до 5 |
15—18 |
15—18 |
15—18 |
система в вооруженном виде |
до 3 |
до 3 |
до 3 |
до 3 |
Время перехода из походного положения в боевое, включая вооружение орудия, и отрывку ровиков под сошник и казенную часть ствола в зависимости от грунта и времени года |
от 45 мин до двух часов |
от 45 мин до двух часов |
от 45 мин до двух часов |
от 45 мин до двух часов |