А. Заряды для Б-4БМ
1) Заряд полный переменный З-625 (полный, №№ 1-6) марки 17/7 или 15/7.
2) Заряд уменьшенный переменный З-625У (№№ 7-11) марки 4/1 или 5/1.
Гаубица Б-4ММ стреляла всеми снарядами от Б-4БМ и всеми ее зарядами, кроме полного.
Боеприпасы и баллистика
[Табл. 71-74]
Таблица 71 |
|||||
Боеприпасы и баллистика |
|||||
Наименование снаряда |
Индекс снаряда |
Вес снаряда, кг |
Длина, клб |
Вес ВВ, кг |
Тип взрывателя |
Фугасный |
Ф-625Д* |
100 |
- |
15,77 |
РГМ-2 |
Фугасный с привинтной головкой |
Ф-625 |
100 |
4,3 |
23,4 |
РГМ-2 |
Бетонобойный |
Г-620 |
100 |
4,4 |
15,36 |
ДБТ или КТД |
Бетонобойный |
Г-620Т |
146 |
5,0 |
10,72 |
ДБТ |
Фугасный |
Ф-620 |
98,75 |
4,75 |
18,97 |
5ДТ-2 |
Фугасный английский |
Ф-621 |
98,35 |
3,85 |
15,91 |
УГТ |
Фугасный английский |
Ф-621Г |
98,51 |
3,85 |
15,81 |
4ГТ |
Примечание: * — Снаряд Ф-625Д отличается от Ф-625 только увеличенной длиной цилиндрической части.
Таблица 72 |
||
Заряд |
Состав заряда |
Вес заряда, кг |
Полный |
Пакет + 6 равновесных пучков |
15—15,5 |
№ 1 |
Пакет + 5 равновесных пучков |
13,9—14,1 |
№2 |
Пакет + 4 равновесных пучка |
12,8—13,3 |
№3 |
Пакет + 3 равновесных пучка |
11,78—12,27 |
№4 |
Пакет + 2 равновесных пучка |
10,72-—11,2 |
№5 |
Пакет + 1 равновесный пучок |
9,66—10,14 |
№6 |
Пакет |
9,075 |
№7 |
Пакет № 11+ пучки №№ 10,9, 8, 7 |
5,3—5,42 |
№8 |
Пакет № 11 + пучки №№ 10, 9, 8 |
4,64—4,7 |
№9 |
Пакет№ 11 + пучки №№ 10, 9 |
4,07 |
№10 |
Пакет № 11 + пучок № 10 |
3,56—3,6 |
№11 |
Пакет № 11 |
3,24 |
Таблица 73 |
||
Б. Выстрелы для Б-4 |
||
Снаряд |
Выстрел |
Заряды |
Ф-620 |
ВФ-425 |
Полный, №№ 1—11 |
Ф-621 |
ВФ-625А |
№№2—11 |
Ф~621Г |
ВФ-625АГ |
№№2—11 |
Ф-625 |
- |
№№ 1—5,7—11 |
Фугасный марки VI |
- |
№№ 1—10 |
Г-620 |
ВГ-625 |
Полный, №№ 1—11 |
Г-620Т |
ВГ-625Т |
№№2—11 |
Таблица 74 |
||||||||||||
Таблица стрельбы Б-4БМ |
||||||||||||
Снаряд |
Заряды (начальная скорость / дальность, м/с/м) |
|||||||||||
Полный |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 |
№11 |
|
Ф-625 |
нельзя |
557 |
526 |
497 |
467 |
437 |
нет |
370 |
344 |
320 |
298 |
нет |
13600 |
12800 |
12 200 |
11600 |
10 800 |
ТС |
9200 |
8400 |
7600 |
700 |
ТС |
||
Ф-625Д, Г-620, Г-620Ш |
607 |
573 |
542 |
510 |
478 |
446 |
414 |
379 |
352 |
327 |
305 |
288 |
17 890 |
16800 |
15800 |
14800 |
13600 |
12600 |
11800 |
10800 |
9800 |
9000 |
8000 |
7480 |
|
Ф-621, граната от гаубицы VI |
- |
565 |
538 |
506 |
474 |
442 |
407 |
373 |
347 |
323 |
202 |
286 |
нельзя |
- |
12 835 |
12 235 |
11 545 |
10 810 |
10 055 |
9280 |
8630 |
8005 |
7340 |
6625 |
|
Г-620Т |
нельзя |
нельзя |
480 |
456 |
429 |
402 |
374 |
312 |
290 |
270 |
254 |
242 |
- |
- |
15420 |
14430 |
13300 |
12180 |
11050 |
8550 |
7580 |
6600 |
5880 |
5390 |
|
Таблица стрельбы Б-4ММ |
||||||||||||
Г-620 Г-620Ш |
нельзя |
551 |
518 |
486 |
454 |
422 |
392 |
366 |
339 |
315 |
296 |
280 |
- |
16038 |
15000 |
13950 |
12905 |
11960 |
11114 |
10330 |
9400 |
8484 |
7730 |
7126 |
|
Ф-621 |
нельзя |
- |
506 |
_- |
_- |
416 |
385 |
363 |
334 |
309 |
290 |
274 |
- |
12 260 |
- |
- |
9865 |
9260 |
8758 |
8010 |
7207 |
6670 |
6106 |
Примечание: Согласно ряду документов, стрелять английским снарядом Ф-621 из гаубицы Б-4ММ можно было только зарядами № 2-11. А по другим документам можно было стрелять и зарядом № 1.
280-ММ МОРТИРА Б-33
История создания мортиры
Триплекс большой мощности был слишком лакомым куском, чтобы заводы «Баррикады» и «Большевик» не вступили в острую борьбу за каждую систему, входившую в триплекс. В 1935 году на заводе «Большевик» в инициативном порядке был изготовлен ствол 280-мм мортиры Б-33, позднее включенный в план 1936 года. Руководителем проекта был инженер Крупчатников.
Ствол мортиры состоял из трубы, кожуха и казенника. Затвор поршневой от 280-мм мортиры Шнейдера. Ствол был установлен на лафете Б-4.
Уравновешивающего механизма у Б-33 не было, но качающаяся часть уравновешивалась на цапфах увеличением веса казенной части. К казеннику прикреплялся добавочный груз. Ствольная повозка к мортире разработана не была, и мортира испытывалась возкой только в нераздельном положении.
1 февраля 1936 года мортира Б-33 была отправлена на НИАП, где она прошла заводские испытания в объеме восьми выстрелов. 24 апреля мортира была принята заказчиком и вновь отправлена на завод. 17 мая 1936 года мортира Б-33 вновь прибыла на НИАП для проведения полигонных испытаний.
В ходе полигонных испытаний мортира стреляла снарядом весом 200 кг длиной 3,25 клб с взрывателем 5ДТ-2. [Табл. 75]
Таблица 75 |
|
Вес заряда, кг |
11,45 |
Начальная скорость, м/с |
420 |
Дальность приведенная, м |
11060 |
Угол, град |
45° |
Средние отклонение снаряда: по дальности - 28,5 м, боковое - 6,7 м. Меткость была лучше, чем у 280-мм мортиры Шнейдера.
В ходе полигонных испытаний было отмечено тугое открывание замка. Проходимость при нераздельной возке оказалась одинаковой с гаубицей Б-4. Согласно заключению комиссии мортира Б-33 полигонные испытания выдержала, а после устранения отмеченных недостатков может быть допущена к войсковым испытаниям.
Однако по непонятным соображениям АУ и на этот раз отдало предпочтение заводу «Баррикады», и в серию пошли 280-мм мортиры Бр-5. А опытный образец мортиры Б-33 в дальнейшем использовался для стрельб в интересах Бр-5. 20 марта 1939 года мортира Б-33 была отправлена с АНИОПа на завод «Баррикады», чтобы конструкторам было легче копировать наработки «Большевика». [Табл. 76]
Таблица 76 |
|
Данные 280-мм мортиры Б-33 |
|
Калибр, мм |
280 |
Длина ствола, мм/клб |
5210/18,6 |
Крутизна нарезов, клб |
20 |
Число нарезов |
88 |
Глубина нареза, мм |
1,7 |
Вес ствола с затвором, кг |
5636 |
Угол ГН, град |
4° |
Угол ВН, град |
+60° |
Длина отката, мм: |
|
длинного для углов от 0° до +38° |
1350—1400 |
короткого для углов более +38° |
850—900 |
Высота линии огня, мм |
1920 |
Длина системы, мм: |
|
в боевом положении при угле 0° |
9400 |
в походном положении |
11330 |
Скорострельность (на полигонных испытаниях), выстр./мин |
один выстрел за 2 мин 30 сек |
Время перехода из боевого положения в походное или обратно при неразделенной возке, мин |
10—15 |
Максимальная скорость при неразделенной возке, км/ч |
6 |
280-ММ МОРТИРА ОБР. 1939 г. БР-5
История создания мортиры
Ствол 280-мм мортиры Бр-5 был разработан на заводе «Баррикады» под руководством Иванова. Ствол мортиры скрепленный, состоял из трубы, кожуха и казенника. Затвор двухтактный типа Шнейдера.
Опытный образец мортиры испытывался на заводе 19 и 29 декабря 1936 года. Было сделано 10 выстрелов. Отмечалось тугое закрывание затвора.
13.04.1937 года опытный образец Бр-5 прибыл на НИАП с «Баррикад». В ходе полигонных испытаний было сделано 103 выстрела. Меткость оказалась хуже, чем у 280-мм мортиры Шнейдера. Опытная мортира Бр-5 была уравновешена муфтой, надетой на дуло орудия. В последующих системах ствол был уравновешен дульным утолщением. Таким образом, ни у опытной, ни у серийных мортир не было уравновешивающего механизма.