Предыдущая Оглавление Следующая

А. Заряды для Б-4БМ

1) Заряд полный переменный З-625 (полный, №№ 1-6) марки 17/7 или 15/7.

2) Заряд уменьшенный переменный З-625У (№№ 7-11) марки 4/1 или 5/1.

Гаубица Б-4ММ стреляла всеми снарядами от Б-4БМ и всеми ее зарядами, кроме полного.

Боеприпасы и баллистика

[Табл. 71-74]

Таблица 71

Боеприпасы и баллистика

Наименование снаряда

Индекс снаряда

Вес снаряда, кг

Длина, клб

Вес ВВ, кг

Тип взрывателя

Фугасный

Ф-625Д*

100

-

15,77

РГМ-2

Фугасный с привинтной головкой

Ф-625

100

4,3

23,4

РГМ-2

Бетонобойный

Г-620

100

4,4

15,36

ДБТ или КТД

Бетонобойный

Г-620Т

146

5,0

10,72

ДБТ

Фугасный

Ф-620

98,75

4,75

18,97

5ДТ-2

Фугасный английский

Ф-621

98,35

3,85

15,91

УГТ

Фугасный английский

Ф-621Г

98,51

3,85

15,81

4ГТ

Примечание: * — Снаряд Ф-625Д отличается от Ф-625 только увеличенной длиной цилиндрической части.

Таблица 72

Заряд

Состав заряда

Вес заряда, кг

Полный

Пакет + 6 равновесных пучков

15—15,5

№ 1

Пакет + 5 равновесных пучков

13,9—14,1

№2

Пакет + 4 равновесных пучка

12,8—13,3

№3

Пакет + 3 равновесных пучка

11,78—12,27

№4

Пакет + 2 равновесных пучка

10,72-—11,2

№5

Пакет + 1 равновесный пучок

9,66—10,14

№6

Пакет

9,075

№7

Пакет № 11+ пучки №№ 10,9, 8, 7

5,3—5,42

№8

Пакет № 11 + пучки №№ 10, 9, 8

4,64—4,7

№9

Пакет№ 11 + пучки №№ 10, 9

4,07

№10

Пакет № 11 + пучок № 10

3,56—3,6

№11

Пакет № 11

3,24

Таблица 73

Б. Выстрелы для Б-4

Снаряд

Выстрел

Заряды

Ф-620

ВФ-425

Полный, №№ 1—11

Ф-621

ВФ-625А

№№2—11

Ф~621Г

ВФ-625АГ

№№2—11

Ф-625

-

№№ 1—5,7—11

Фугасный марки VI

-

№№ 1—10

Г-620

ВГ-625

Полный, №№ 1—11

Г-620Т

ВГ-625Т

№№2—11

Таблица 74

Таблица стрельбы Б-4БМ

Снаряд

Заряды (начальная скорость / дальность, м/с/м)

Полный

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

Ф-625

нельзя

557

526

497

467

437

нет

370

344

320

298

нет

13600

12800

12 200

11600

10 800

ТС

9200

8400

7600

700

ТС

Ф-625Д, Г-620, Г-620Ш

607

573

542

510

478

446

414

379

352

327

305

288

17 890

16800

15800

14800

13600

12600

11800

10800

9800

9000

8000

7480

Ф-621, граната от гаубицы VI

-

565

538

506

474

442

407

373

347

323

202

286

нельзя

-

12 835

12 235

11 545

10 810

10 055

9280

8630

8005

7340

6625

Г-620Т

нельзя

нельзя

480

456

429

402

374

312

290

270

254

242

-

-

15420

14430

13300

12180

11050

8550

7580

6600

5880

5390

Таблица стрельбы Б-4ММ

Г-620 Г-620Ш

нельзя

551

518

486

454

422

392

366

339

315

296

280

-

16038

15000

13950

12905

11960

11114

10330

9400

8484

7730

7126

Ф-621

нельзя

-

506

_-

_-

416

385

363

334

309

290

274

-

12 260

-

-

9865

9260

8758

8010

7207

6670

6106

Примечание: Согласно ряду документов, стрелять английским снарядом Ф-621 из гаубицы Б-4ММ можно было только зарядами № 2-11. А по другим документам можно было стрелять и зарядом № 1.

280-ММ МОРТИРА Б-33

История создания мортиры

Триплекс большой мощности был слишком лакомым куском, чтобы заводы «Баррикады» и «Большевик» не вступили в острую борьбу за каждую систему, входившую в триплекс. В 1935 году на заводе «Большевик» в инициативном порядке был изготовлен ствол 280-мм мортиры Б-33, позднее включенный в план 1936 года. Руководителем проекта был инженер Крупчатников.

Ствол мортиры состоял из трубы, кожуха и казенника. Затвор поршневой от 280-мм мортиры Шнейдера. Ствол был установлен на лафете Б-4.

Уравновешивающего механизма у Б-33 не было, но качающаяся часть уравновешивалась на цапфах увеличением веса казенной части. К казеннику прикреплялся добавочный груз. Ствольная повозка к мортире разработана не была, и мортира испытывалась возкой только в нераздельном положении.

1 февраля 1936 года мортира Б-33 была отправлена на НИАП, где она прошла заводские испытания в объеме восьми выстрелов. 24 апреля мортира была принята заказчиком и вновь отправлена на завод. 17 мая 1936 года мортира Б-33 вновь прибыла на НИАП для проведения полигонных испытаний.

В ходе полигонных испытаний мортира стреляла снарядом весом 200 кг длиной 3,25 клб с взрывателем 5ДТ-2. [Табл. 75]

Таблица 75

Вес заряда, кг

11,45

Начальная скорость, м/с

420

Дальность приведенная, м

11060

Угол, град

45°

Средние отклонение снаряда: по дальности - 28,5 м, боковое - 6,7 м. Меткость была лучше, чем у 280-мм мортиры Шнейдера.

В ходе полигонных испытаний было отмечено тугое открывание замка. Проходимость при нераздельной возке оказалась одинаковой с гаубицей Б-4. Согласно заключению комиссии мортира Б-33 полигонные испытания выдержала, а после устранения отмеченных недостатков может быть допущена к войсковым испытаниям.

Однако по непонятным соображениям АУ и на этот раз отдало предпочтение заводу «Баррикады», и в серию пошли 280-мм мортиры Бр-5. А опытный образец мортиры Б-33 в дальнейшем использовался для стрельб в интересах Бр-5. 20 марта 1939 года мортира Б-33 была отправлена с АНИОПа на завод «Баррикады», чтобы конструкторам было легче копировать наработки «Большевика». [Табл. 76]

Таблица 76

Данные 280-мм мортиры Б-33

Калибр, мм

280

Длина ствола, мм/клб

5210/18,6

Крутизна нарезов, клб

20

Число нарезов

88

Глубина нареза, мм

1,7

Вес ствола с затвором, кг

5636

Угол ГН, град

Угол ВН, град

+60°

Длина отката, мм:

длинного для углов от 0° до +38°

1350—1400

короткого для углов более +38°

850—900

Высота линии огня, мм

1920

Длина системы, мм:

в боевом положении при угле 0°

9400

в походном положении

11330

Скорострельность (на полигонных испытаниях), выстр./мин

один выстрел за 2 мин 30 сек

Время перехода из боевого положения в походное или обратно при неразделенной возке, мин

10—15

Максимальная скорость при неразделенной возке, км/ч

6

280-ММ МОРТИРА ОБР. 1939 г. БР-5

История создания мортиры

Ствол 280-мм мортиры Бр-5 был разработан на заводе «Баррикады» под руководством Иванова. Ствол мортиры скрепленный, состоял из трубы, кожуха и казенника. Затвор двухтактный типа Шнейдера.

Опытный образец мортиры испытывался на заводе 19 и 29 декабря 1936 года. Было сделано 10 выстрелов. Отмечалось тугое закрывание затвора.

13.04.1937 года опытный образец Бр-5 прибыл на НИАП с «Баррикад». В ходе полигонных испытаний было сделано 103 выстрела. Меткость оказалась хуже, чем у 280-мм мортиры Шнейдера. Опытная мортира Бр-5 была уравновешена муфтой, надетой на дуло орудия. В последующих системах ствол был уравновешен дульным утолщением. Таким образом, ни у опытной, ни у серийных мортир не было уравновешивающего механизма.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz