Предыдущая Оглавление Следующая

Таблица 81

Данные установок

СУ-14

СУ-14-1

СУ-14-2

Орудие

Б-4

Б-4

Бр-2

Угол ВН, град.

+10°; +60°

0°; +60°

+55°

Угол ГН, град.

±4°

±4°

±

Боекомплект, выстр.

8

8

16

Скорострельность, выстр./мин

1 выстр. за 5 мин.

1 выстр. за 4 мин.

-

Двигатель

М-17

М-17Ф

М-17

Длина системы с пушкой, мм

9300

-

10000

Ширина системы, мм

3237

-

3370

высота системы, мм:

при 0°

2855

-

3560

при максимальном угле возвышения

5060

-

-

Длина опорной поверхности, мм

6400

. —

6480

Клиренс, мм

500

480

Скорость по шоссе, км/час

27,3

30

25

Бронирование, мм

нос

20

20

50

борт

20

20

30

корма

10

20

30

рубка

нет

нет

20

крыша

10

10

днище

10.

10

Вес системы, т

47,06

48,1

65

Экипаж, чел.

7

7

7

Время перехода из походного . положения в боевое, мин.

6

6,5

-

Самоходная установка СУ-14-1

По результатам испытаний СУ-14 конструкторы завода № 185 спроектировали модернизированный вариант установки, получивший индекс СУ-14-1. В начале 1936 года был закончен опытный образец установки СУ-14-1. Основные изменения в СУ-14-1 по сравнению с СУ-14 были в ходовой части, в коробке передач, главном фрикционе, бортовых передачах и т.д. Был убран механизм выключения подрессоривания при стрельбе. Вместо двигателя М-17 был установлен форсированный до 700 л. с. двигатель М-17Ф. 15 мая 1936 года опытный образец СУ-14-1 с 203-мм гаубицей Б-4 был подан на полигонные испытания на НИАП.

На испытаниях поворот установки на мягком грунте при опущенных сошниках был невозможен — требовалось поднимать сошники. Время поворота орудия на 6° составляло 2 минуты 24 секунды, на 12° — 3 минуты 39 секунд. Скорострельность — один выстрел за 5,7 минут. По дороге максимальная скорость была 17 км/час, так как на больших скоростях разрушалась булыжная мостовая.

По заключению комиссии СУ-14-1 полигонные испытания не выдержала и не может быть допущена к войсковым испытаниям. Мотивировка решения из отчета комиссии не ясна. Позже 203-мм гаубица Б-4 на СУ-14-1 была заменена 152-мм пушкой Бр-2.

Планом на 1937 год предусматривалось изготовление установочной партии из пяти самоходов СУ-14-2. Основным отличием СУ-14-2 от СУ-14-1 было наличие 152-мм пушки Бр-2 в бронированной рубке. Но в 1937 году был арестован главный конструктор самохода П.И. Сячентов, и работы по системам типа СУ-14 прекратились. Кроме СУ-14 была спроектирована самоходная установка СУ-10 со 152-мм пушкой Б-30. Однако дальше проекта дело с СУ-10 не пошло.

Обе установки, СУ-14 и СУ-14-1, были в 1937 году переданы на хранение на склад № 37 (г. Москва). О СУ-14 вспомнили с началом финской кампании. Постановлением КО СССР от 17.01.1940 г. «О спецзаданиях для нужд Действующей армии» заводу № 185 им.Кирова дано задание «отремонтировать и экранировать броневыми листами две СУ-14», чтобы они смогли свободно приближаться к финским дотам на 1,5—2 км и расстреливать их прямой наводкой. Две СУ-14 были доставлены из Москвы на завод № 185 в конце января 1940 г., а броневые листы начали поступать с Ижорского завода только в конце февраля, и работы по экранировке машин были завершены лишь 20 марта 1940 г. К тому времени боевые действия уже закончились. Вес экранированных машин, получивших дополнительную броню толщиной 30— 50 мм, увеличился до 64 т.

27 марта 1940 г. машины прошли обкатку на дистанции в 26 км. Отмечалось, что «на 3—4-й передаче скорость не превышает 20-22 км/час, при движении по целине двигатель работает напряженно, развороты происходят тяжело». Из-за сильной перегрузки на опытном образце СУ-14 резиновые бандажи опорных катков заменили на металлические.

В апреле 1940 г. СУ-14 и СУ-14-1 были испытаны стрельбой на НИАПе, а в июле того же года в составе группы танков капитана П.Ф. Лебедева они испытывались в Киевском Особом военном округе. В сентябре 1940 года обе машины передали на хранение НИБТП (научно-исследовательскому бронетанковому полигону). Осенью 1941 года при подходе немцев к Кубинке обе самоходки использовались для стрельбы с дальних дистанций.

СУ-14-1 и сейчас находится в Кубинке, а СУ-14 в 60-х годах была разрезана на металл.

[Таблицы 81, 82]

Таблица 82

Тактико-техническое задание на СУ-10 со 152-мм пушкой Б-30

Угол ВН, град

-3°;+45°

Угол ГН, град

не менее 120°

Скорость ВН (только вручную), град/с

Скорость ГН (от электромашины град/с

Длина в походном положении, м

не более 9,5

Клиренс, мм

500

Бронирование, мм:

борт, нос, корма

15

днище и палуба

10

Вес системы, т

не более 50

Расчет, чел

10

203-ММ САМОХОДНАЯ ГАУБИЦА С-51

История создания гаубицы

В 1943 году в ЦАКБ под руководством В.Г. Грабина была спроектирована 203-мм самоходная гаубица на шасси танка КВ-1c, с которого была снята башня и установлена вращающаяся часть 203-мм гаубицы Б-4. Изменения в Б-4 принципиального характера не имели. Питание боеприпасами осуществлялось непосредственно с самохода или с грунта. В походном положении ствол был оттянут. Боекомплект и баллистика С-51 полностью совпадали с Б-4БМ.

В ходе заводских испытаний система С-51 сделала 42 выстрела и прошла 80 км обкатки. 26 февраля 1944 года гаубица С-51 поступила на АНИОП для проведения полигонных испытаний. Испытания стрельбой были начаты 16 марта 1944 г. В ходе полигонных испытаний было сделано 209 выстрелов и пройдено 244 км. Стрельба велась бронебойным снарядом весом 100 кг. Были отмечены большой отход системы назад при выстреле, сбиваемость наводки, а также большое боковое рассеивание, обусловленное боковым смещением орудия при выстреле. При малых углах возвышения из-за откатывания самохода «бойцы слетали с платформы установки и падали на грунт».

FAHSP052.jpg

203-мм самоходная гаубица С-51

Предыдущая Оглавление Следующая