Таблица 81 |
|||
Данные установок |
СУ-14 |
СУ-14-1 |
СУ-14-2 |
Орудие |
Б-4 |
Б-4 |
Бр-2 |
Угол ВН, град. |
+10°; +60° |
0°; +60° |
+55° |
Угол ГН, град. |
±4° |
±4° |
±4° |
Боекомплект, выстр. |
8 |
8 |
16 |
Скорострельность, выстр./мин |
1 выстр. за 5 мин. |
1 выстр. за 4 мин. |
- |
Двигатель |
М-17 |
М-17Ф |
М-17 |
Длина системы с пушкой, мм |
9300 |
- |
10000 |
Ширина системы, мм |
3237 |
- |
3370 |
высота системы, мм: |
|||
при 0° |
2855 |
- |
3560 |
при максимальном угле возвышения |
5060 |
- |
- |
Длина опорной поверхности, мм |
6400 |
. — |
6480 |
Клиренс, мм |
500 |
— |
480 |
Скорость по шоссе, км/час |
27,3 |
30 |
25 |
Бронирование, мм |
|||
нос |
20 |
20 |
50 |
борт |
20 |
20 |
30 |
корма |
10 |
20 |
30 |
рубка |
нет |
нет |
20 |
крыша |
10 |
— |
10 |
днище |
10. |
— |
10 |
Вес системы, т |
47,06 |
48,1 |
65 |
Экипаж, чел. |
7 |
7 |
7 |
Время перехода из походного . положения в боевое, мин. |
6 |
6,5 |
- |
Самоходная установка СУ-14-1
По результатам испытаний СУ-14 конструкторы завода № 185 спроектировали модернизированный вариант установки, получивший индекс СУ-14-1. В начале 1936 года был закончен опытный образец установки СУ-14-1. Основные изменения в СУ-14-1 по сравнению с СУ-14 были в ходовой части, в коробке передач, главном фрикционе, бортовых передачах и т.д. Был убран механизм выключения подрессоривания при стрельбе. Вместо двигателя М-17 был установлен форсированный до 700 л. с. двигатель М-17Ф. 15 мая 1936 года опытный образец СУ-14-1 с 203-мм гаубицей Б-4 был подан на полигонные испытания на НИАП.
На испытаниях поворот установки на мягком грунте при опущенных сошниках был невозможен — требовалось поднимать сошники. Время поворота орудия на 6° составляло 2 минуты 24 секунды, на 12° — 3 минуты 39 секунд. Скорострельность — один выстрел за 5,7 минут. По дороге максимальная скорость была 17 км/час, так как на больших скоростях разрушалась булыжная мостовая.
По заключению комиссии СУ-14-1 полигонные испытания не выдержала и не может быть допущена к войсковым испытаниям. Мотивировка решения из отчета комиссии не ясна. Позже 203-мм гаубица Б-4 на СУ-14-1 была заменена 152-мм пушкой Бр-2.
Планом на 1937 год предусматривалось изготовление установочной партии из пяти самоходов СУ-14-2. Основным отличием СУ-14-2 от СУ-14-1 было наличие 152-мм пушки Бр-2 в бронированной рубке. Но в 1937 году был арестован главный конструктор самохода П.И. Сячентов, и работы по системам типа СУ-14 прекратились. Кроме СУ-14 была спроектирована самоходная установка СУ-10 со 152-мм пушкой Б-30. Однако дальше проекта дело с СУ-10 не пошло.
Обе установки, СУ-14 и СУ-14-1, были в 1937 году переданы на хранение на склад № 37 (г. Москва). О СУ-14 вспомнили с началом финской кампании. Постановлением КО СССР от 17.01.1940 г. «О спецзаданиях для нужд Действующей армии» заводу № 185 им.Кирова дано задание «отремонтировать и экранировать броневыми листами две СУ-14», чтобы они смогли свободно приближаться к финским дотам на 1,5—2 км и расстреливать их прямой наводкой. Две СУ-14 были доставлены из Москвы на завод № 185 в конце января 1940 г., а броневые листы начали поступать с Ижорского завода только в конце февраля, и работы по экранировке машин были завершены лишь 20 марта 1940 г. К тому времени боевые действия уже закончились. Вес экранированных машин, получивших дополнительную броню толщиной 30— 50 мм, увеличился до 64 т.
27 марта 1940 г. машины прошли обкатку на дистанции в 26 км. Отмечалось, что «на 3—4-й передаче скорость не превышает 20-22 км/час, при движении по целине двигатель работает напряженно, развороты происходят тяжело». Из-за сильной перегрузки на опытном образце СУ-14 резиновые бандажи опорных катков заменили на металлические.
В апреле 1940 г. СУ-14 и СУ-14-1 были испытаны стрельбой на НИАПе, а в июле того же года в составе группы танков капитана П.Ф. Лебедева они испытывались в Киевском Особом военном округе. В сентябре 1940 года обе машины передали на хранение НИБТП (научно-исследовательскому бронетанковому полигону). Осенью 1941 года при подходе немцев к Кубинке обе самоходки использовались для стрельбы с дальних дистанций.
СУ-14-1 и сейчас находится в Кубинке, а СУ-14 в 60-х годах была разрезана на металл.
[Таблицы 81, 82]
Таблица 82 |
|
Тактико-техническое задание на СУ-10 со 152-мм пушкой Б-30 |
|
Угол ВН, град |
-3°;+45° |
Угол ГН, град |
не менее 120° |
Скорость ВН (только вручную), град/с |
1° |
Скорость ГН (от электромашины град/с |
3° |
Длина в походном положении, м |
не более 9,5 |
Клиренс, мм |
500 |
Бронирование, мм: |
|
борт, нос, корма |
15 |
днище и палуба |
10 |
Вес системы, т |
не более 50 |
Расчет, чел |
10 |
203-ММ САМОХОДНАЯ ГАУБИЦА С-51
История создания гаубицы
В 1943 году в ЦАКБ под руководством В.Г. Грабина была спроектирована 203-мм самоходная гаубица на шасси танка КВ-1c, с которого была снята башня и установлена вращающаяся часть 203-мм гаубицы Б-4. Изменения в Б-4 принципиального характера не имели. Питание боеприпасами осуществлялось непосредственно с самохода или с грунта. В походном положении ствол был оттянут. Боекомплект и баллистика С-51 полностью совпадали с Б-4БМ.
В ходе заводских испытаний система С-51 сделала 42 выстрела и прошла 80 км обкатки. 26 февраля 1944 года гаубица С-51 поступила на АНИОП для проведения полигонных испытаний. Испытания стрельбой были начаты 16 марта 1944 г. В ходе полигонных испытаний было сделано 209 выстрелов и пройдено 244 км. Стрельба велась бронебойным снарядом весом 100 кг. Были отмечены большой отход системы назад при выстреле, сбиваемость наводки, а также большое боковое рассеивание, обусловленное боковым смещением орудия при выстреле. При малых углах возвышения из-за откатывания самохода «бойцы слетали с платформы установки и падали на грунт».
203-мм самоходная гаубица С-51