САМОХОДНЫЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ УСТАНОВКИ ТИПА СУ-14
История создания СУ-14
В 1933 году на Опытном заводе Спецмашстроя под руководством П.И. Сячентова была спроектирована самоходная установка СУ-14. Ходовая часть СУ-14 в основном была комбинацией из агрегатов танков Т-26 и Т-35. Подобно танку Т-35 на СУ-14 был установлен авиационный карбюраторный двигатель М-17, развивавший мощность 500 л. с. при 1450 об/мин. Двигатель располагался в передней части установки. Впереди слева по ходу шасси находилось место механика-водителя, остальные номера расчета помещались на трех съемных скамьях в кормовой части установки. Возимый боекомплект установки — восемь выстрелов. При стрельбе СУ-14 опиралась на два задних сошника, имевших ручной и гидравлический приводы.
В июне опытный образец СУ-14 был закончен, на нем была установлена 203-мм гаубица Б-4, имевшая лишь незначительные изменения.
После заводской обкатки на расстояние 80 км СУ-14 была направлена на НИАП, где с 1 по 15 августа проводилась показательная стрельба в присутствии маршала Ворошилова. После этого СУ-14 долго ремонтировалась и модернизировалась (в основном ходовая часть). Второй раз СУ-14 с гаубицей Б-4 оказалась на НИАПе в марте 1935 г. С 14 по 28 марта были проведены заводские испытания установки, в ходе которых отмечалось, что при стрельбе без сошников под углами возвышения 45°—60° система неустойчива. Сошник опускался лишь вручную, а гидравлика вообще не работала. Время загрузки боекомплекта — 14 минут. Согласно заключению комиссии «полигонные испытания стрельбой СУ-14 выдержала и может быть допущена к войсковым испытаниям, а ходовая часть вообще не испытывалась, так как была неисправна».
Весной 1936 года на НИАПе проводились полигонные испытания СУ-14 с гаубицей Б-4. Всего было сделано 206 выстрелов, из них семь выстрелов с расчетом на палубе СУ-14. При стрельбе стоять на палубе было можно, но требовалось держаться за поручни, так как установка имела большую качку. Водитель при стрельбе всегда покидал установку. Скорострельность средняя — один выстрел за 5,7 минуты. Снаряды поднимали на кокоре с грунта с помощью лебедки.
Стрельба с хода из СУ-14 не предполагалась. Время перехода из походного положения в боевое при мягком грунте составляло 6,5 минут, а зимой — 10 минут. Обратный переход — 5,25 минут. Сбиваемость наводки оказалась не выше, чем на штатном лафете Б-4. Вывод комиссии - система может быть допущена к войсковым испытаниям.
Однако вместо войсковых испытаний СУ-14 была направлена на завод № 185. Там помимо многочисленных переделок ходовой части заменили 203-мм гаубицу Б-4 на 152-мм пушку Б-30. В качающейся части пушки Б-30 сделали ряд изменений. В частности, длина нормального длинного отката была уменьшена с 1400 мм до 1200 мм и перенесено начало короткого отката с угла возвышения +30° до 25°, так как для отката не хватало длины проема в корпусе СУ-14.
Самоход СУ-14 со 152-мм пушкой Б-30 прибыл на АНИОП 10 сентября 1937 года, где были проведены заводские испытания в объеме 6 выстрелов. Подрессоривание при стрельбе не выключалось, так как по заявлению завода на серийных установках механизма выключения рессор не будет.