Тем не менее, на вооружение эту систему не приняли. По-видимому, это было связано с нежеланием промышленности связываться с такой «импровизацией» и возобновлять производство Б-4, прекращенное в начале 1942 года. [Табл. 83]
Таблица 83 |
|
Данные 203-мм самоходной гаубицы С-51 |
|
Угол ВН, град |
0°;+60° |
Угол ГН, град |
±40° |
Длина отката, мм: |
|
для углов возвышения до 16,5° |
1200—1300 |
короткого |
850-890 |
Высота линии огня, мм |
2795 |
Высота системы, мм: при угле возвышения 0° |
3400 |
при максимальном угле возвышения |
6050 |
Длина системы в боевом положении, мм |
9350 |
Вес системы, т |
49,7 |
Боекомплект, выстрелов |
12 |
Скорострельность |
1 выстрел за 1,25—2,5 минуты |
Экипаж, чел |
10 |
Максимальная скорость по шоссе, км/час |
30 |
![]() |
![]() |
203-мм самоходная гаубица С-51 (вид сзади) | 203-мм самоходная гаубица C-51 (схема А.Лютова) |
БОЛЬШОЙ ТРИПЛЕКС
История создания
В 1931 году АУ выдало задание КБ-2 на проектирование 305-мм гаубицы на обычном лафете, а заводу «Большевик» — задание на триплекс: 400-мм мортиры, 305-мм гаубицы и 203-мм пушки разборного типа, перевозимых на повозках на гусеничном ходу. Кроме того, инженер завода «Большевик» Чернявский в инициативном порядке разработал проект триплекса: 400-мм мортира, 305-мм гаубица и 203-мм пушка на обычном лафете.
В 1932 году АУ рассмотрело все проекты, и на пленуме АУ было принято постановление «утвердить проект комбинированной системы 400/305/203-мм завода «Большевик» для дальнейшей разработки и изготовления опытного образца, а два других проекта КБ-2 и инженера Чернявского отклонить». Однако это постановление не было утверждено руководством ввиду последовавшего принципиального изменения основного задания на проектирование комбинированной системы.
Ввиду того, что мнение некоторых инженеров, в числе которых был, например, Толочков, склонялось на сторону проекта Чернявского, было решено передать все три проекта комиссии экспертов. Эта комиссия предложила «объединить проекты» завода «Большевик» и Чернявского, то есть сделать новый проект из элементов прежних. Кроме того, комиссия предложила разработать гусеничный самоход под качающуюся часть этого триплекса. Таким образом, было принято нереальное условие, которое в конце концов погубило проект.
Таблица 84 |
||||
Орудие |
Вес снаряда, кг |
Начальная скорость, м/с |
Дальность, км |
Давление в канале, кг/см2 |
203-мм пушка |
120 (120)* |
870 |
33 |
2850 |
180 (235)* |
- |
29 |
- |
|
305-мм. |
355(340)* |
640 |
23,5 |
2465 |
650 (640 и 792)* |
430 |
15,4 |
2500 |
Примечание: * — В скобках дан вес снаряда по ТТТ
Решено было проектировать тяжелый самоходный триплекс 254/305/ 400-мм. Разработку качающейся части поручили заводу «Большевик», а шасси — опытному заводу Спецмашстроя. АУ в целях уменьшения веса и увеличения живучести стволов предложило заменить самоходный триплекс 254/305/400-мм дуплексом 203/305-мм, рассчитанным на применение беспоясковых снарядов.
Таблица 85 |
||
Данные системы Б-23 на самоходе СУ-7 на июль 1937 г. |
||
Гаубица |
Пушка |
|
Калибр, мм |
304,8 |
203,2 |
Число нарезов |
72 |
64 |
Глубина нареза, мм |
4,0 |
3,0 |
Ширина нареза, мм |
8,0 |
6,0 |
Угол ВН, град. |
+70° |
+55° |
Угол ГН, град. |
±3" |
±3° |
Вес всей артчасти, m |
39-43 |
39-43 |
Вес самохода в боевом положении, т |
102-106 |
102-106 |
Число зарядов |
5-7 |
2 |
Скорострельность, выстр./мин |
1-1,3 |
2 |
Скорость движения по шоссе, км/час |
18 |
18 |