В декабре 1934 г. на конференции АУ были рассмотрены проекты 203-мм пушки и 305-мм гаубицы на самоходе. Заводы «Большевик» и опытный завод им. Кирова разработали два самостоятельных проекта самохода. Артиллерийская часть (общая для всех проектов) была разработана заводом «Большевик».
Комиссия экспертов отвергла оба проекта: проект «Большевика» — из-за неудовлетворительной поворотливости, а проект завода им. Кирова — из-за «нереальности конструкции ходовых частей». Комиссия предложила разработать САУ с новой ходовой частью, чтобы иметь малый вес и хорошую мобильность, и выдала новые тактико-технические требования на разработку САУ 203/305. По этим ТТТ был разработан совместный проект 203/305-мм САУ заводов «Большевик» и Кировского. В основу разработки проекта были приняты веса нарезных снарядов, присланные АНИИ и отличавшиеся от указанных тактико-технические требований. [Табл. 84]
Конструкция стволов принята со свободной трубой. Затвор общий для пушки и гаубицы по типу затвора Б-30. Качающаяся часть по типу Шнейдера с откатом салазок со стволом по люльке. Откат переменный. Тормоз типа Б-4, накатник гидропневматический типа Б-27. Противооткатные устройства состояли из двух тормозов отката сверху и двух накатников снизу. Станок типа Б-4 покоился на опорных поверхностях САУ на трех конических катках. Подъемный механизм имел ручной и электрический привод, скорость ручного привода — 0,5 град./с, а электрического — 5 град./с. Прицел типа РМ с независимой линией прицеливания. Для подачи снарядов на лоток и подъема сошников был предусмотрен кран с лебедкой, имеющий электрический и ручной приводы.
Вес артиллерийской части САУ составил 39-43 т, вместо заданного техническими условиями (ТУ) 30-35 т. Скорострельность — 1 выстрел в 1,3 минуты при электрическом действии прибойника. Расчет 15 человек.
Самоходная часть была спроектирована несъемной, но конструкция гусеничного хода обеспечивала легкую его разборку на случай транспортировки по железной дороге. Общий вес САУ — 102-106 т вместо 75-80 т по ТУ. Длина САУ была 12,34 м, что на 1,3 м превышало технические условия.
Моторно-трансмиссионное отделение САУ находилось впереди, там же располагалась кабина на 2 человека. В кормовой части САУ имелось два сошника. В средней части размещался станок.
Проектом предусматривался бензиновый мотор М-34. Рассматривался и вариант установки разрабатываемого дизеля ХПЗ мощностью 800 л. с, если его габариты не превзойдут габариты М-34. Удельное давление на грунт, кг/см2: для гаубицы — 0,845; для пушки — 0,888. Поворотливость на любом грунте не ниже, чем у Т-35. Преодолеваемые препятствия: брод — до 2 м; вертикальная стенка — до 1,4 м; ров — до 5,5 м. Проходимость — по двухпутным мостам, на дорогах специального назначения с усилением деревянных опор и пролетного строения мостов.
2 октября 1937 г. начальник АУ полковник Кириллов-Губецкой направил письмо на заводы «Большевик» и № 185 (им. Кирова): «Прошу прекратить разработку и изготовление самоходной 203-мм пушки и 305-мм гаубицы». К этому времени рабочие чертежи СУ-7 были почти закончены. Были изготовлены крупные заготовки. Завод им. Кирова изготовил макет САУ в натуральную величину. Ходовая часть должна быть готова в апреле-мае 1938 г.
Главный конструктор завода «Большевик» Е.Г. Рудяк 19 ноября 1937 г. направил письмо маршалу Кулику, где говорилось: «Отношение АУ к проектированию СУ-7 было безобразным. Данные по снарядам были задержаны на год, а по зарядам ряд вопросов не решен и по сей день. Все в совокупности взятое дает основание думать об умышленном задерживании изготовлении опытного образца».
Проектировщики СУ-7 выдвигали свои аргументы — у самохода плохая проходимость по местности, и особенно по мостам. Возникает необходимость создания специального тягача, способного вытащить застрявший самоход СУ-7. Требуется создание специальной платформы для его возки по железной дороге. При транспортировке самохода на железной дороге требовалось закрытие встречного движения.
Рассматривался вариант разборной САУ, перевозимой на трех самоходах: лафет, орудие и основание. Однако представители АУ заявили, что необходимость в разборном самоходе отпадает в связи с планами закупки 210-мм пушки и 305-мм гаубицы на заводе «Шкода». АУ официально прекратило заказ на СУ-7 письмом от 13 ноября 1937 г., в ответ «Большевик» предъявил отчетную калькуляцию на сумму 1816 443 рубля 90 копеек за изготовление опытного образца. Последнюю точку в деле о СУ-7 поставил 21 апреля 1938 г. Ворошилов в письме к Молотову, где предложил отменить Постановление КО от 13.05.1937 г. по СУ-7.
Описание и данные системы Б-23
Технический проект Б-23 был разработан КБ завода «Большевик» под руководством Магдасиева к ноябрю 1932 года.
Стволы 203-мм пушки, 305-мм гаубицы и 400-мм мортиры имели почти одинаковое устройство. Ствол каждой системы (203-мм, 305-мм и 400-мм) был спроектирован в двух вариантах:
а) скрепленный ствол;
б) ствол со свободным лейнером. Затворы у всех систем поршневые. [Таблица 85]
305-ММ ПОЛЕВАЯ ГАУБИЦА КБ-2
История проектирования гаубицы
В 1930 году в СССР было создано КБ-2, где работали германские специалисты (в основном из фирмы Рейнметалл). Разработка 305-мм гаубицы была включена в план работ КБ-2 уже в начале 1930 года, наряду с другими темами. 29 ноября 1930 г. на заседании КБ Оружобъединения под председательством комкора Уборевича немецкие конструкторы представили эскизный проект 305-мм гаубицы.
Проект был одобрен, и 27 февраля 1932 г. немцы сдали рабочие чертежи гаубицы. В целом это был довольно удачный проект, но по непонятным причинам он не был воплощен в металле. Надо полагать, он оказался нежелательным конкурентом для «Большого триплекса» и, кроме того, АУ взбрело в голову иметь гигантские неразборные системы на «самоходах».
Устройство гаубицы
Ствол скрепленный. Затвор горизонтальный клиновой. Заряжание раздельно-гильзовое. Станины раздвижные типа орудий системы Депора. В боевом положении система в центре (немного ближе к дулу) опирается на круглую плиту, а сзади — на два мощных сошника. Платформы нет. В походном положении система перевозилась на шести основных и четырех вспомогательных повозках.
[Таблицы 86, 87]
Таблица 86 |
|
Данные гаубицы |
|
Калибр, мм |
304,8 |
Длина ствола полная, мм/клб |
8200/27 |
Угол ВН, град |
-12°; +50° |
Угол ГН, град |
+30° |
Длина отката, мм |
1500 |
Сила сопротивления откату, т |
12,6 |
Высота линии огня, м |
2400 |
Вес системы в боевом положении, т |
45 |
Максимальный вес повозки, кг |
11500 |
Клиренс повозки, мм |
400 |
Диаметр колес повозки, мм |
1200 |
Таблица 87 |
|||
Баллистические данные гаубицы |
|||
Вес снаряда, кг |
Вес заряда, кг |
Начальная скорость, м/с |
Дальность, км |
400 |
43 |
550 |
20 |
340 |
43 |
600 |
18 |