450-ММ ГАУБИЦА БР-23
История создания гаубицы
14 мая 1941 г. маршал Кулик направил наркому Тимошенко доклад с предложением начать изготовление 450-мм гаубиц Бр-23. Испытания Бр-18 (см. ниже) показали слабое бетонобойное действие ее снарядов. В принципе, Бр-5 и Бр-18 были рассчитаны на разрушение железобетонных перекрытий толщиной от 1,0 до 2,1 м, 500-мм гаубица ТГ-1 должна была разрушать перекрытия до 4,4 м, но она была привязана к железнодорожной колее. Кулик предложил изготовить достаточно мобильную 450-мм полевую гаубицу, рассчитанную на передвижение по грунтовым дорогам.
В 1940 году АУ Красной Армии были разработаны тактико-технические требования, которые были согласованы с генштабом Красной Армии, и на их основе заключен договор с заводом № 221 на проектирование 450-мм полевой гаубицы.
Состояние работ на 1 мая 1941 г.:
1) Заводом № 221 разработан эскизный проект, который был утвержден АУ ГАУ 17 июня 1940 г.
2) Разработан технический проект, который был утвержден АК ГАУ 26 октября 1940 г.
3) Разработан полный комплект рабочих чертежей 450-мм полевой гаубицы.
4) По тактико-техническим требованиям ГАУ заводом № 221 и АНИОПом был разрешен вопрос о наложении на лафет 450-мм полевой гаубицы ствола 305-мм пушки.
В мае 1940 г. было принято постановление Комитета обороны «Об изготовлении 450-мм гаубицы, полигонного станка для ее испытаний и выстрелов к ней». Заводу № 221 поручалось изготовить 450-мм гаубицу и полигонный станок со сроком сдачи I квартал 1942 года. К тому же сроку наркомат боеприпасов должен предоставить снарядов [Табл. 88].
Таблица 88 |
||
Тип |
Число |
|
боевых |
лафетопробных |
|
Бетонобойных |
100 |
100 |
Фугасных |
100 |
100 |
Чертежи снарядов были разработаны НИИ-24.
Устройство системы
Ствол моноблок с коническим лейнером. Первоначально предполагалось принять постоянную крутизну нарезов в 20 клб, но после неудачных стрельб 203-мм гаубицы М-40 было решено делать нарезку в 25 клб.
Затвор помещен в моноблоке. Затвор поршневой, открывался вверх с помощью пружинного уравновешивающего механизма. Заряжание картузное.
Тормоз отката гидравлический, веретенного типа, состоял из двух цилиндров, расположенных внизу ствола в корытообразной люльке. Накатник гидравлический, состоял из двух цилиндров, расположенных над стволом, а между ними расположен цилиндр пружинного уравновешивающего механизма затвора.
Механизм вертикального наведения имел привод от электромотора, а также ручной привод с двумя скоростями наведения. Электродвигатель вертикального наведения развивает мощность 6 л.с. при 750 об./мин. Механизм горизонтального наведения имел только ручной привод также с двумя скоростями наведения.
Верхний станок вместе с люлькой соединялся с нижним станком при помощи болтов и разъединялся только при переходе в походное положение.
Нижний станок накладывался на основание и вращался передней частью на опоре с шаровым погоном. В хоботовой части нижнего станка имелись подрессоренные катки.
Приспособление для заряжания было принято в виде падающей каретки с лотком, перемещаемой по наклонным направляющим ферм. Подача каретки осуществлялась от электромотора и вручную. Угол заряжания составлял 7°, что позволяло осуществлять досылку снаряда вручную.
При переходе из походного положения в боевое должен был отрываться котлован длиной 5 м, шириной 12м и глубиной 1 м. Сзади и спереди котлована укладывался рельсовый путь. Перевооружение гаубицы производилось при помощи крана.
В походном положении система разделялась на шесть повозок: первая — ствол моноблок с затвором; вторая — блок с противооткатными устройствами; третья — люлька с верхним станком; четвертая — нижний станок; пятая — передняя часть основания; шестая — задняя часть основания. [Табл. 89]
Таблица 89 |
|
Данные 450-мм гаубицы Бр-23 (по техническому проекту) |
|
Калибр, мм |
450 |
Длина ствола, мм/клб |
9500/21 |
Крутизна нарезов, клб |
первоначально 20, затем 25 |
Число нарезов |
96 |
Глубина нареза, мм |
4,5 |
Угол ВН |
-7°; +70° |
Угол ГН |
50° |
Скорость вертикального наведения, град/с: |
|
от электродвигателя |
7 |
вручную |
2 |
Скорость горизонтального наведения вручную, град/с |
0,7 |
Длина отката, мм |
1400 |
Высота линии огня, мм |
2700 |
Габариты системы в боевом положении: |
|
длина при угле ВН 0°, м |
12,5 |
ширина, м |
11,1 |
Вес системы в боевом положении с подъемниками снарядов, т |
110 |
Вес системы в походном положении |
150 |
Число повозок |
6 |
Максимальный вес повозки, т |
около 26 |
Ширина хода, мм |
2150 |
Клиренс, мм |
420 |
Скорострельность |
1 выстрел в 5 минут |
Время перехода из походного положения в боевое (без рытья котлована), час |
6 |
Скорость возки повозок по шоссе, км/ч |
25—30 |
Прицел гаубицы |
МЦ-4 |
Таблица 90 |
|||||
Боеприпасы и баллистика Бр-23 |
|||||
Снаряд |
Вес снаряда, кг |
Вес ВВ, кг |
Начальная скорость, м/с |
Дальность стрельбы, м |
|
максимальная |
минимальная |
||||
Бетонобойный |
1500 |
105 |
420 |
15 000 |
5500 |
Фугасный |
1060 |
212 |
500 |
18 200 |
5500 |
Бетонобойный снаряд должен был пробивать 3,3-метровое железобетонное перекрытие.
Таблица 91 |
|||||
Вес заряда Бр-23 | |||||
Тип снаряда | Вес снаряда, кг | Заряды, кг | |||
полный | №1 | №2 | №3 | ||
Бетонобойный | 1500 | 116,5 | 97,1 | 77,7 | 58,3 |
Фугасный | 1060 | 114,2 | 88,0 | 61,8 | 35,6 |
Максимальное давление в канале составляло 1860 кг/см2.
[Табл. 90, 91]