Предыдущая Оглавление Следующая

500-ММ ПОЛЕВАЯ ГАУБИЦА

История создания и устройство системы

Эскизный проект 500-мм полевой гаубицы был разработан в НИО АНИОПа под руководством начальника 2-го сектора Н. Иванова. Чертежи эскизного проекта были подписаны к 16 января 1940 г.

Ствол был скреплен кожухом. Дульный тормоз отсутствовал. Затвор поршневой. Внешне качающаяся часть походила на Б-4. Механизм вертикального наведения имел два зубчатых сектора. Щита не было.

В связи с началом Великой Отечественной войны работы над гаубицей были прекращены.

[Табл. 92]

Таблица 92

Данные гаубицы

Калибр, мм

500

Длина ствола полная, мм/клб

9975/20

Угол ВН

+72°

Угол ГН

+9°

Длина отката, мм

1800

Высота линии огня от платформы, мм

3000

Высота системы по верху казенника, мм

4400

Длина установки со стволом (при 0°), мм

13 250

Вес системы в боевом положении, т

около 220

В походном положении система перевозится на 12 повозках.

210-ММ ПУШКА БР-17 И 305-ММ ГАУБИЦА БР-18

История создания

Летом 1937 года комиссия в составе видных советских артиллеристов посетила завод «Шкода» в Чехословакии. Там ей были представлены проекты 210-мм пушки и 305-мм гаубицы. Ствол пушки был лейнированный, а гаубицы — скрепленный. Затворы у обеих систем клиновые горизонтальные, заряжание раздельно-гильзовое. Не удержусь от авторской реплики — на отчете комиссии какой-то умник из АУ подчеркнул «раздельно-гильзовое» и размашисто написал: «Это минус — нужно картузное».

В итоге советская сторона предложила фирме Шкода внести в конструкцию артиллерийских систем ряд изменений. По результатам переговоров фирма доработала проект. Стволы пушки и гаубицы получили свободные лейнеры. Клиновые затворы поменяли на поршневые, заряжание стало картузным.

Согласно договору Д/7782 от 6 апреля 1938 г., заключенному Наркомвнешторгом с фирмой Шкода, последняя обязалась изготовить для СССР по одному опытному образцу 210-мм пушки и 305-мм гаубицы с комплектом боеприпасов и принадлежностью. Срок сдачи опытных образцов был установлен 1 декабря 1939 г. Кроме опытных образцов должны были быть переданы комплекты рабочих чертежей и другая документация на изготовление этих артсистем. Общая стоимость заказа составила 2375000 долларов (около 68 млн. крон).

Чтобы ускорить постановку валового производства артсистем на отечественных заводах было принято решение начать производство сразу целой опытной серии и притом по чертежам фирмы, не проверенным в производстве. Изготовление опытной серии 210-мм пушек и 305-мм гаубиц (по шесть штук) постановлением Комитета обороны № 76 от 8 мая 1938 г. было возложено на завод № 221*.

Кроме того, фирма Шкода поставляла (по другому договору с промышленностью) три комплекта поковок ствола и затвора для 305-мм гаубицы в I квартале 19J9 года и шесть комплектов поковок ствола и затвора для 210-мм пушек в I полугодии 1939 года (по одному комплекту ежемесячно), а также готовый инструментарий через месяц после внедрения его в производство на заводе «Шкода».

Первая партия чертежей стволов с затворами и поковок была получена от фирмы Шкода в августе 1938 г.

Только в ноябре 1938 г. на заводе № 221 («Баррикады») было организовано небольшое ОКБ и ОТБ (особое техническое бюро) для подготовки чертежей и технологии фирмы Шкода к производству. Впоследствии ОКБ и ОТБ были значительно расширены, Работы над дуплексом именовались «Сталинским заказом».

Как уже отмечалось, первоначально было решено изготовить опытные образцы по чертежам фирмы без каких либо изменений. Тем не менее, представители НИИ-13 настаивали на введении углубленной нарезки, так как глубина нарезки у фирмы Шкода была менее 1%, а завод № 221 хотел внести изменения в чертежи фирмы в основном с целью упрощения производства системы.

Окончательно, протоколом от 15 сентября 1939 г., утвержденном Наркомом вооружений и начальником АУ РККА, было решено внести некоторые изменения в чертежи фирмы, в том числе упростить часть деталей, заменить кое-где поковку литьем, сократить расход бронзы, перейти на ОСТ и прочее.

Основные изменения завода № 221

1) По 210-мм стволу:
Ствол «Шкода» состоял из моноблока, муфты, опорного кольца и лейнера. Ствол завода № 221 состоял из ствола моноблока, казенника со втулкой и лейнера.
Лейнер «Шкода» цилиндрический, а завода № 221 — конический с выступами у казенного торца. Диаметральный зазор между лейнером и моноблоком с 0,1-0,2 мм доведен до 0,25 мм (постоянный). Предел упругости лейнера повышен до 80 кг/мм2.

2) По 305-мм стволу:
Ствол «Шкода» состоял из кожуха, трубы, лейнера, скрепляющего кольца и муфты. Ствол завода № 221 состоял из ствола моноблока, казенника со втулкой и лейнера.

3) По затворам 210-мм и 305-мм:
Ударно-спусковой механизм фирмы Шкода был заменен на ударно-спусковой механизм гаубицы Б-4. Кроме того, была упрощена рама затвора.

4) Прочее:
Внесен ряд изменений в повозках. Для них приняты отечественные колеса. Изменено приспособление для заряжания.

Работы по созданию опытных образцов

Постановлением КО № 142 от 1 июня 1939 г. завод № 221 должен был сдать к 1 апреля 1940 г. три 210-мм пушки и три 305-мм гаубицы. Несмотря на захват Чехословакии Германией, поставки в СССР продолжались, хотя и с некоторым отставанием от графика.

Фирма Шкода предъявила на заводские испытания качающиеся части 210-мм пушки и 305-мм гаубицы вместо июня по плану в октябре 1939 г.

FAHSP057.jpg

Пушка Бр-17 в боевом положении (вид слева)

1 — ствол; 2 — привод прицела; 3 — подъемный механизм; 4 — люлька с противооткатными устройствами; 5 — прицел; 6 — поворотный механизм; 7 — затвор; 8 — приспособление для заряжания; 9 — основание; 10 — станок; 11 — вспомогательное оборудование


* Иногда 8 мая 1938 г. считается датой принятия Бр-17 и Бр-18 на вооружение (Латухин А.Н. «Современная артиллерия», М. 1970).

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz