210-мм пушка Бр-17
Испытания проводились в Словакии в присутствии советской приемной комиссии под председательством И.И. Иванова. Заводские испытания 210-мм пушки были закончены 20 ноября 1939 г., а 305-мм гаубицы — 22 декабря 1939 г.
Результаты заводских испытаний 210-мм пушки:
а) Пушка неустойчива при стрельбе полным зарядом при углах возвышения до +20°.
б) Время вооружения — 1 час 45 минут, а разоружения — 1 час 20 минут.
в) Время перехода из походного положения в боевое и обратно — около двух часов.
[Табл. 93, 94]
Таблица 93
Результаты заводских испытаний 305-мм гаубицы |
|
Угол ВН, град | +40°; +70° |
Угол ГН, град. | 360° |
Скорострельность, выстр./мин | 1 выстрел за 2 мин. 20 сек. |
Вес системы в боевом положении, т | 44,1 |
Вес повозок, т: | |
основная | 21,8 |
ствола. | 19,9 |
станка | 20,4 |
Приемные испытания (сдачу СССР) обеих систем фирма Шкода провела с 22 апреля по 10 мая 1940 г. на полигоне в Гылбоке (Глубокое) на территории, оккупированной немцами. В отчете фирмы сказано, что 210-мм пушка устойчива при стрельбе малым зарядом при углах от 0° до +50°, а полным зарядом - от +16° до +50°. Стоит отметить, что неустойчивость пушки под малыми углами возвышения была связана не с конструкцией самого орудия, а со слабостью грунта, на котором стояло основание. Таким образом, эту пушку можно было использовать и в береговой обороне для стрельбы прямой наводкой, но для этого потребовалось бы основание орудия заделать в бетонный блок.
Таблица 94 |
|||
Данные стрельб |
|||
Снаряд |
Вес снаряда, кг |
Начальная скорость, м/с |
Дальность, км |
Бронебойный |
465 |
410 |
13,0 |
Фугасный |
330 |
530 |
16,5 |
На основании условий договора пушка и гаубица в комплектном виде вместе с боеприпасами были приняты комиссией и отправлены в СССР для дальнейших испытаний.
В октябре 1940 года из США были получены пневмошины для колес системы Шкода в количестве 54 штук (48 комплектных и шесть запасных). Временно, до освоения отечественной промышленностью шин 12 х 24", 210-мм и 305-мм системы решено было комплектовать колесами 12 х 20".
Опытный образец 210-мм пушки Бр-17, изготовленный заводом № 221, был предъявлен заказчику 26 августа 1940 года. После заводских испытаний этот образец 9 сентября 1940 г. прибыл на АНИОП для проведения полигонных испытаний. Стрельба из него на АНИОПе велась с 21 сентября по 11 декабря 1940 года. Всего было сделано ПО выстрелов. Первоначально на ферме заряжания стоял механический досылатель. Но он оказался неудобен и был заменен ручным «досыльником». «Досыльником» обычно действовало 6-7 человек.
На малых углах возвышения система оказалась неустойчива. Скорострельность составила 2-3 минуты на один выстрел в зависимости от углов возвышения.
Испытания возкой проводились по маршруту Луга — Ленинград. Использовались тягачи «Ворошиловец». Средняя скорость на маршруте составила 7 км/ч, максимальная скорость на участке 15 км — 28,6 км/ч. При движении по проселку с высоким уровнем грунтовых вод все повозки глубоко увязали (на 60-90 см). Повозки, снабженные в качестве варианта уширенными шинами против штатных, заметных преимуществ в отношении проходимости не выявили.
Попытки вооружить Бр-17 в районе АНИОПа 7 и 10 октября не удались ввиду слабого болотистого грунта. Вооружение удалось в 7 км от АНИОПа на мягком глинистом грунте.
Первая 305-мм гаубица Бр-18, изготовленная на заводе № 221, прибыла на АНИОП 21 сентября 1940 г. Стрельба велась со 2 октября по 27 ноября 1940 г. Всего было сделано 108 выстрелов. В ходе стрельб испытано три лейнера, из которых два было с нормальной нарезкой (один завода №221, другой — «Шкода») и один с углубленной нарезкой. Отмечалось тугое закрывание затвора силами двух номеров расчета. Досылающий механизм, как и у Бр-17, особых выгод не дал, поэтому его заменили «досыльником». Скорострельность при углах около 70° — 2,5 минуты за выстрел, а при угле 45° — 2,1 минуты за выстрел. Система была устойчива при углах возвышения от 45° до 70°, а при меньших углах из гаубицы вообще не стреляли. [Табл. 95]
305-мм гаубица Бр-18