Предыдущая Оглавление Следующая

Таблица 95

Время, затраченное на переход Бр-17 и Бр-18 из походного в боевое положение на АНИОПе в октябре 1940 г.

Операция

Бр-17

Бр-18

Простом и лишние операции

4 ч 30 мин

5 ч 34 мин

Сборка системы

7 ч 45 мин

7 ч 01 мин

Рытье котлована

1 ч 20 мин

1 ч 20 мин

Облицовка котлована

50 мин

50 мин

Всего фактически затрачено

12 ч 25 мин

12 ч 35 мин

Руководство спешило и объявило, что испытания опытного образцы Бр-17 были не полигонными, а полигонно-войсковыми, и по результатам их пушка Бр-17 и бетонобойный выстрел к ней были рекомендованы к принятию на вооружение. Фугасный же снаряд испытаний не выдержал. С 305-мм же гаубицей Бр-18 ситуация осталась неясной.

[Табл. 96]

Таблица 96

Изготовление орудий на заводе «Баррикады» (№ 221)

Орудие

1940 год

1941 год

план

факт

план

факт

Бр-17

10

3

14

6

Бр-18

6

3

6

После начала войны Бр-17 и Бр-18 не изготавливались.

По официальной статистике на 22 июня 1941 г. на вооружении РККА имелось девять 210-мм пушек Бр-17, а о Бр-18 вообще ничего не сказано, видимо, три эти гаубицы вообще не были приняты на вооружение.

К 22 июня 1941 г. в составе АРГК был сформирован отдельный пушечный дивизион ОМ трехбатарейного состава. В каждой батарее состояло по две 210-мм пушки Бр-17, а всего их было в дивизионе шесть. ГАУ подсчитало, что на первые три месяца боев АРГК потребуется три тысячи 210-мм снарядов. Но, увы, их не было совсем. В графе «наличие 210-мм снарядов» в соответствующем документе стоял прочерк.

К 1 мая 1945 г. в составе АРГК имелось четыре пушечных полка ОМ. На вооружении такого полка состояло по шесть 152-мм пушек Бр-2 и по две 210-мм пушки Бр-17.

Гаубица Бр-18 со стволом № 1 и лафетом № 1 с 1960 года и в настоящее время находится в Артиллерийском музее в Ленинграде. В конце 80-х годов две пушки Бр-17 поступили в Артиллерийский музей и Центральный музей вооруженных сил.

Устройство стволов Бр-17 и Бр-18

Ствол пушки Бр-17 состоял из трубы моноблока, лейнера и казенника, навинченного на моноблок. В комплект каждой пушки входил запасной лейнер. Нарезы постоянной крутизны.

Ствол гаубицы Бр-18 представлял собой моноблок с коническим лейнером. Казенник навинтной. Крутизна нарезов постоянная.

Оба орудия имели поршневые двухтактные затворы с обтюраторами типа Банжа.

Устройство лафета (общий для Бр-17 и Бр-18)

Особенность конструкции качающейся части — сочетание люльки обойменного типа с откатывающимися цилиндрами противооткатных устройств. При выстреле ствол откатывается в люльке, увлекая за собой цилиндры противооткатных устройств. Для соединения с шестернями коренного вала подъемного механизма люлька имела два сектора (правый и левый). Люлька — литая обойма. ВН — два зубчатых сектора.

Накатник гидропневматический с плавающим поршнем, расположен сверху ствола, а тормоз отката снизу. Длина отката переменная.

Станок и другие нижние части лафета (за исключением небольших отличий в сошниковой опоре и др.) 210-мм пушки и 305-мм гаубицы одинаковы. Однако замена одной качающейся части на другую могла быть произведена только в заводских условиях.

Станок пушки клепаный, соединенный с поворотной частью основания болтами.

Поворотная часть основания для облегчения горизонтального наведения опиралась на шары. Угол ГН для Бр-17 и Бр-18 составлял 30°. При переносе опорных пят и сошниковых опор можно было получить круговой обстрел.

Неподвижная часть основания опущена в боевом положении в котлован в грунте, причем котлован предварительно облицовывается специальными угольниками и брусьями.

Как поворотная, так и неподвижная части основания клепаные. Неподвижная часть основания имела на всех четырех углах разводящиеся опорные станины.

Прицел с независимой линией прицеливания.

Приспособления для заряжания состояли из:
а)  наклонного рельсового пути, укрепленного на поворотной части системы;
б) подающей каретки, перемещаемой по рельсовому пути с помощью троса и лебедки;
в) тележек для подноса снарядов.

FAHSP060.jpg

305-мм гаубица Бр-18. Вид спереди

Заряжание пушки и гаубицы производилось совершенно одинаково. Снаряд вручную погружался на специальную снарядную тележку. Затем тележка подкатывалась к началу рельсового пути, и снаряд перегружался на снарядную катерку. Подтягивание каретки со снарядом вверх к казенной части орудия производилось с помощью ручной лебедки, смонтированной по ферме лафета.

После приведения качающейся части в положение для заряжания (угол +8°) вручную усилием 6—8 номеров с помощью прибойника производилась досылка снаряда. Заряды подносились вручную и также досылались прибойником.

Для походного положения пушка разбиралась на три основные части:
1) Основание вместе с опорными сошниками (повозка № 1).
2) Станок с люлькой, бугелем и противооткатными устройствами (повозка № 2).
3) Ствол с затвором (повозка № 3).

Повозки устроены так, что корпусом повозки является сама возимая часть пушки, к которой присоединяются передние и задние хода. В большей части устройства хода являются общими для всех трех повозок, отличаясь только монтажными частями для соединения с грузами. Хода имели подрессоривание из листовых рессор.

Для перевозки на походе штатных объемных частей системы (кроме возимых на трех повозках), а также ЗИПа, на каждое орудие придавались: один трехтонный автомобиль и четыре трехтонных прицепа. Прицепы возились в виде поезда трактором «Ворошиловец».

Смена лейнера могла быть произведена как в артиллерийской мастерской, так и в полевых условиях.

[Табл. 97]

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz