211-ММ НАРЕЗНАЯ МОРТИРА ОБР. 1918 ГОДА
Ствольная повозка со стволом
211-мм немецкая мортира обр. 1918 года в боевом положении
История создания мортиры
211-мм (21-см) мортира обр. 1918 года была создана фирмой Круппа. На вооружение германской армии она поступила в 1939 году и изготавливалась до конца войны. К 1 июня 1941 г. в германской армии было 388 мортир обр. 1918 года, а к 1 февраля 1942 г. — 404 мортиры.
В 1940 году в СССР на АНИОПе испытывались две немецкие 211-мм мортиры. К 1 мая 1945 г. в составе РВГК имелось 16 трофейных 211-мм мортир обр. 1918 года.
Устройство 211-мм мортиры обр. 1918 года
Тело мортиры состояло из ствола моноблока, кожуха и казенника. Затвор клиновой горизонтальный.
Особенностью устройства мортиры являлось применение двойного отката: ствол откатывался по люльке, а люлька вместе со стволом и верхним станком — по нижнему станку лафета, чем достигалась хорошая устойчивость мортиры при стрельбе. Уравновешивающий механизм гидропневматический толкающего типа.
Стрельба мортиры велась с поддона. В походном положении мортира перевозилась на двух подрессоренных повозках — лафетной и ствольной. На короткие дистанции со скоростью не выше 4-6 км/час допускалась возка мортиры в нераздельном виде.
Для производства заряжания мортира переводилась к углу заряжания 0°. Заряжание производилось при помощи кокора, на котором уложен снаряд и который поднимался к казенной части орудия четырьмя номерами орудийного расчета. Снаряд досылался при помощи ручного прибойника.
[Таблица 104]
Данные 211-мм мортиры обр. 1918 года |
|
Калибр, мм |
210,9 |
Длина ствола, мм/клб |
6510/31 |
Число нарезов |
64 |
Глубина нареза, мм |
2,4 |
Ширина нареза, мм |
5,6 |
Ширина поля, мм |
3,9 |
Угол ВН, град |
0°; +70° |
Угол ГН, град.: |
|
без перестановки хобота |
16° |
с перестановкой хобота |
360° |
Высота линии огня, мм |
1890 |
Высота системы в боевом положении при 0° |
2640 |
Ширина системы максимальная, мм |
2700 |
Ширина хода, мм |
2168 |
Вес системы, кг: |
|
в боевом положении |
16700 |
в походном положении при нераздельной возке |
17900 |
в походном положении двух повозок |
22700 |
Скорострельность, выстр./мин |
1 выстрел за 2 минуты |
Расчет, чел |
12—15 |
Время перевода системы из походного положения в боевое, мин |
около 30 |
Скорость буксировки при раздельной возке, км/час |
до 20 |
Боекомплект и баллистика 211-мм мортиры
[Таблица 105]
A. Снаряды
Б. Заряжание раздельно-гильзовое. Длина гильзы 410 мм. Зарядов 6.
Веса зарядов: 2,48 — 15,8 кг дигликолевого пороха, 2,195—14,05 кг нитроглицеринового пороха
[Таблица 106]
B. Таблицы стрельбы
Мортира обладала устойчивостью при стрельбе на 1, 2, 3 и 4 зарядах при всех углах возвышения, а при стрельбе на 5 и 6 (полном) зарядах она была устойчива лишь при углах возвышения, больших 7,5°.
Таблица 105 |
|||
Снаряд |
Вес, кг |
Длина, мм |
Взрыватель |
Осколочно-фугасный 21-см Gr.18 |
113 |
972 |
Головной или механический |
Осколочно-фугасная стальная литая граната 21-см Gr. 18stq |
113 |
875 |
Дистанционная трубка |
Бетонобойный 21-см Gr. 18 Be |
121,4 |
928 |
Донный |
Таблица 106 |
||||
Заряд |
Осколочно-фугасные снаряды весом 113 кг |
Бетонобойные снаряды весом 121,4 кг |
||
Нач. скорость, м/с |
Дальность, м |
Нач. скорость, м/с |
Дальность, м |
|
1 |
225 |
4650 |
218 |
|
2 |
256 |
5850 |
247 |
|
3 |
290 |
7325 |
281 |
|
4 |
355 |
980 (так в тексте, прим. ВВС) |
344 |
|
5 |
440 |
12500 |
426 |
|
6 |
565 |
16700 |
550 |
16700 |
Примечание: У немцев была принята обратная нумерация зарядов. Таким образом, у 211-мм мортиры немецкий заряд № 6 соответствовал нашему полному, заряд № 5 нашему № 1 и т. д.
БОЛЬШОЙ ТРИПЛЕКС НИИ-58 (С-23, С-33, С-43)
История создания
Разработка элементов нового триплекса была начата в 1944 году в ЦАКБ под руководством В.Г. Грабина. Первоначально 180—мм и 210—мм пушки разрабатывались под шифром Н6-277. Как триплекс тема окончательно сформировалась в 1945 году, когда был выполнен аванпроект триплекса из 180-мм пушки Г6.536, 210-мм гаубицы Г6.536-1 и 280-мм мортиры Г6.536-И.
В 1947 году проект был доработан. В состав системы была включена и 203—мм пушка-гаубица, но система по-прежнему именовалась триплексом.
[Таблица 107]
Состав системы на 1947 год:
С-23 180-мм пушка, C-23-I 210-мм гаубица, С-23-II 280-мм мортира, C-23-IV 203-мм пушка-гаубица
Таблица 108 |
||||
Данные орудий |
С-23 |
C-23-I |
C-23-II |
C-23-IV |
Калибр, мм |
180 |
210 |
280 |
203 |
Углы наведения по вертикали, град |
-2°; +50° |
-2°; +70° |
-2°, +70° |
-2°; +70° |
Углы наведения по горизонтали, град |
±20° |
±20° |
±20° |
±20° |
Вес в походном положении, кг |
19850 |
19350 |
19450 |
19450 |
Вес в боевом положении, кг |
19750 |
19260 |
19360 |
19360 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
860 |
625 |
360 |
805 |
Вес снаряда максимальный, кг |
83 |
133 |
246 |
100 |
Дальность максимальная, м |
30000 |
20450 |
10600 |
26500 |
Дульная энергия, тм |
3330 |
2650 |
1625 |
3310 |
Скорость буксировки, км/ч |
35 |
35 |
35 |
35 |
Время перевооружения, мин |
30 |
30 |
30 |
30 |