Когда в июне 1870 года началась франко-прусская война, в передовых частях немецких подразделений можно было обнаружить легкую упряжку из четырех лошадей с двухосной повозкой и тремя седоками. Всего таких повозок в наступающей немецкой армии было 20 и встреча с ними французских наблюдательных воздушных шаров не сулила последним ничего доброго. В середине этой повозки на металлической тумбе размещалось одно из изделий эссенской фабрики Круппа — первая в мире специально созданная зенитная пушка! 36-тт-Ballonabwehrkanone Modell 1870 von Krupp — так именовалось новое средство вооруженной борьбы с воздушным флотом. Оно представляло из себя огромное ружье (выше человеческого роста), ствол которого закреплялся в крючкообразной вилке, и имело приклад для облегчения наводки. Выстрел 38-мм (так в тексте - в разных местах - разный калибр, прим. ВВС) патрона производился стрелком-наводчиком нажатием на спусковой крючок. Как и положено зенитному орудию, установка имела круговой сектор обстрела по горизонтали и весьма значительный по вертикали: от -3° до +85°. К достоинству этой мобильной зенитной установки можно отнести и то, что вести огонь при необходимости можно было на ходу, т. е. одновременно преследуя парящий в небесах аэростат.
С увеличением дальнобойности артиллерии с конца прошлого века у воздушных наблюдателей появилась весьма стабильная и перспективная работа — корректировка артиллерийского огня. С особой интенсивностью различные аэростаты были использованы во время русско-японской войны 1904—1905 гг. Они появлялись то тут, то там, облегчая выполнение боевых задач, как солдатам, так и морякам, как обороняющимся, так и штурмующим. Все это не могло не остаться без ответа со стороны военных специалистов. И на 7-й международной автомобильной выставке в Берлине посетители обнаружили несколько необычный экспонат.
Это был довольно компактный автомобиль весом 3,2 т (по др. данным 3,5 т), с 60-сильным бензиновым двигателем и цепной передачей на заднюю ось. По шоссе машина могла перемещаться со скоростью 45 км/ч, что по тем временам было не мало. Однако конструктор Генрих Эрхардт основательно потрудился над этой построенной в 1906 году машиной. Настолько основательно, что ей принадлежит слава первого германского бронеавтомобиля и первой в мире зенитной самоходной установки (ЗСУ).
Стальной корпус машины защищал пятерых членов экипажа, обслуживающих, помимо прочего, 50-мм скорострельную пушку фирмы Рейметалл (Rheinmetall/L/30). По другим данным, конструктором пушки был Эрхардт. Пушка размещалась в частично бронированной башне и имела сектор горизонтального обстрела в 60°, а вертикального — до 70°. Внутри корпуса в специальных ящиках размещался боекомплект из 100 снарядов. Высота полета снаряда при начальной скорости 500 м/сек составляла 3,75 км. Машина называлась «Эрхардт ВАК». В аббревиатуре «ВАК» можно увидеть уже знакомое Ballonabwehrkanone — букв.: «противобаллонная пушка» или, по-русски — противоаэростатная.
По своему прямому предназначению машина никогда не использовалась — она явно опередила время. Развиваемой ей скорости было более чем достаточно, чтобы настигнуть любой неприятельский аэростат, а бронезащита была скорее «на всякий случай». Поэтому в 1910 году Эрхардт построил новый автомобиль. Он был лишен брони, зато имел установленную на тумбе более мощную 65-мм зенитную пушку Круппа. Но, пожалуй, самое главное — новая машина была полноприводной, что существенно повышало ее маневренность.
65-мм зенитная пушка Круппа (6,5-см — Ballonabwehrkanone L/35) была создана в 1908 году и представляла собой универсальное орудие, способное выстреливать 4,5-кг снаряды с начальной скоростью 620 м/сек на горизонтальную дальность в 9200 м. В случае необходимости колеса лафета можно было быстро развернуть наружу посредством размещенных на оси шарнирах, после чего колеса располагались в плоскости, близкой к перпендикулярной относительно оси тела орудия. Благодаря специальному шкворню в хвостовой части лафета орудие могло описывать по земле круг, чем достигался, соответственно, круговой обстрел. При этом стволу мог придаваться угол возвышения до 75°, что позволяло с использованием специальных прицельных приспособлений обстреливать воздушные цели на дальности 5800 м. Несколько поздней фирма Крупп предложила устанавливать эту пушку вместе с лафетом на грузовой автомобиль с помощью легких наклонных рельсов, после чего рельсы закидывались поверх орудия, чем оно и закреплялось на грузовой платформе. Для ведения огня пушку могли быстро спустить на землю.
Противоаэростатная пушка фирмы Крупп
В 1910 году появился и еще один немецкий автомобиль с зенитной артсистемой. Конкурент Круппа, фирма Рейнметалл, разместила новую 77-мм зенитную пушку на шасси полноприводного автомобиля. Увеличение калибра происходило не просто из желания повысить огневую мощь системы или стандартизировать боеприпасы с 77-мм полевой скорострельной пушкой обр. 1896 г. Аэростаты стали обзаводиться моторами и превращаться в дирижабли — противника более маневренного. Более того, появились и первые надежные аэропланы.
Новая 77-мм зенитная пушка (обозначалась и 7,5-cm L/30; фактический калибр составлял 2,96 дюйма = 7,52 см) вела огонь 6,55-кг снарядами с начальной скоростью 500 м/сек на дальность 6930 м по горизонтали или на 5870 м при высоте подъема ствола 70°. Вместе с автомобилем эта ЗСУ в походном положении тянула уже на 6160 кг.
Подобную систему разработал и Крупп. Его 7,5-см (77-мм) орудие имело лучшие баллистические характеристики: при вертикальном возвышении ствола в 75° пушка имела дальность стрельбы вверх — до 6900 м. Вес системы вместе с автомобилем был меньше — около 4800 кг.