Оглавление Следующая

Преодоление водных преград Красной Армией в годы Великой Отечественной войны

ВИНИЧЕНКО M.B.

Кандидат исторических наук 

ForKA002.jpg

Первая мировая и гражданская войны велись на сухопутном театре военных действий, в основном, с применением пехоты, кавалерии и артиллерии. Перед командованием участников вооруженной борьбы в ходе совершения маневра, наступательных и оборонительных действий нередко возникала проблема переброски войск, вооружения и техники на противоположный берег водной преграды. Ввиду отсутствия в частях и соединениях Красной Армии относительно тяжелого вооружения, для обеспечения преодоления войсками водных преград имелось, в основном, легкое переправочное имущество. Это: поплавок Полянского, лодка Иолшина, полупонтоны, из которых могли собираться различные плоты, понтоны, паромы, наплавные мосты. Полупонтоны, составлявшие основу понтонного парка (понтонного батальона) в середине 20-х годов подразделялись на два вида — носовые и средние и представляли собой железные плоскодонные конструкции, ограниченные снизу днищем, а с боков двумя отвесными бортами (рис. 1, 2). Средний вес носового полупонтона был около 460 кг (примерно 28 пд.), среднего — 440 кг (около 27 пд.)*. Грузоподъемность при осадке по ватерлинию носового полупонтона достигала 1930 кг (около 118 пд.), среднего — 1800 кг (110 пд.). Из полупонтонов собирались понтоны, служившие мостовыми устоями (опорами), средством для перевозки личного состава и грузов или составной частью парома.

ForKA003.jpg ForKA004.jpg ForKA006.jpg

Вид сбоку

Вид спереди и сзади

Вид передней части (с внутренней стороны)

ForKA005.jpg ForKA007.jpg

План

Вид задней части носов, и сред.полупонтона (с внутренней стороны)

Рис. 1. Средний полупонтон

 
ForKA008.jpg ForKA009.jpg ForKA011.jpg

Вид сбоку

Вид спереди

Вид сзади

ForKA010.jpg ForKA012.jpg

План

Вид носовой части (с внутренней стороны)

Рис. 2. Носовой полупонтон

Для рекогносцировочных работ на воде использовалась вьючная парусино-капковая лодка системы Иолшина (рис. 3). Длина лодки была 3,048 м (около 10 фут), ширина между бортами у весельных уключин — 1 м (примерно 3 фут 6 дм), высота бортов над дном у весельных уключин — 0,5 м (1 фут 8 дм). Вес лодки — 50 кг; при намокании вес лодки увеличивался вдвое. Подъемная сила лодки составляла около 400 кг (примерно 25 пд). Практически все военно-инженерное переправочное имущество перевозилось на повозках различного назначения. Некоторое исключение составляли складные парусиново-капковые лодки системы Иолшина, которые транспортировались вьючным способом.

Поплавок Полянского (рис. 4) имел вес 2 кг. Размеры надутого поплавка— 0,7 х 0,36 х 0,35 м (1 х 1/2 х 1/2 арш); при половинном погружении грузоподъемность составляла 24—28 кг, при полном погружении в воду — 48-56 кг; на надувание поплавка в среднем уходило 7 минут. Поплавок тонул при четырех пулевых пробоинах при полной нагрузке через 1,5-2 минуты. Из поплавков Полянского собирались паромы, плоты, мосты, позволявшие производить переправу войск от одиночного бойца до тяжелого полевого орудия.

Помимо переброски войск с использованием переправочных средств, личный состав, лошади, орудия могли переправляться на другой берег по мостам на жестких опорах. По ним перевозились грузы от легких до сверхтяжелых (табл. 1).

Классификация нагрузок на военные мосты

Таблица 1

Класс нагрузки

Общий вес гусеничной системы, т

Общий вес колесной системы, т

Предельное давление на ось, т

Л (легкий)

6

4

3

С (средний)

15

9,5

7

У (усиленный)

24

13

10

Т (тяжелый)

45

20

15

СТ (сверхтяжелый)

свыше 45

свыше 20

свыше 15

Оглавление Следующая


* — 1 пуд = 16,38 кг = 40 фунтов

1 фунт = 0,40951241 кг = 32 лота = 96 золотников = 9216 долей

1 сажень = 7 футов = 3 аршина — 2,13360 м

1 аршин (тюрк.) = 16 вершков = 0,71120 м

1 фут = 12 дюймов = 0,30480 м

1 дюйм = 1/12 фута = 10 линий = 0,0254м

1 линия = 10 точек = 2,54 мм