Тактико-технические характеристики некоторых понтонных и лодочных парков СССР, США, Англии и Германии в начале второй мировой войны |
|||||||
Таблица 4 |
|||||||
ТТХ |
СССР |
Германия |
Англия |
США |
|||
Парки на лодках А-3 |
НЛП |
Н-2-П довоенного образца |
Улучшенный понтон. парк |
Парк из больших склад. лодок |
Легкий понтон. парк |
Тяжелый понтон. парк |
|
Понтон |
- |
- |
составной |
цельный |
- |
цельный |
цельный |
Вес, кг |
135 |
350 |
1600 |
532 |
317,5 |
560 |
1400 дер., 1630 ст. |
Грузоподъемность, кг |
3500 |
3500 |
12700 |
6000 |
3120 |
5500 |
11800 |
Нормальный мост, кг |
— |
3500 |
12000 |
5000 |
— |
7500 |
23000 |
Усиленный мост, кг |
6750 |
9000 |
24000 |
11000 |
16000 |
— |
— |
Материал |
прорез, ткань |
фанера, дюраль |
железо |
оцинков. железо |
фанера, дюралюминий |
алюминий, дюралюминий |
дерево, сталь |
Составлена по: Ярославцев В. Форсирование речных преград танковым соединением, дисс. на соиск. уч. звания «доцента», М.: ВАММ РККА им. тов. Сталина, 1939. С.110
Из парка Н-2-П собирались различные мосты (табл. 3). Допускалось сборку моста производить из полупонтонов, понтонов и паромов. Наводка моста из паромов требовала времени почти вдвое меньше, чем из отдельных понтонов и занимала около 30-45 минут.
Необходимо отметить, что к сентябрю 1939 г. парк Н-2-П превосходил по многим показателям понтонно-мостовые парки практически всех основных участников второй мировой войны (табл. 4).
В 1934 году на вооружение был принят легкий парк НЛП (рис. 6, 7) со складными понтонами из бакелизированной фанеры, заменивший перешедший из старой русской армии понтонный парк Томиловского (табл. 4). Грузоподъемность парка НЛП впоследствии была доведена до 16 т.
Для перевозки паромов по воде в довоенные годы были созданы буксирно-моторный катер БМК-70, полуглиссер НКЛ-27 и судовые забортные агрегаты СЗ-10 и СЗ-20.
Одновременно с тяжелыми, средними и легкими переправочными парками на вооружение в довоенные годы поступил также ряд легкопереправочных средств. Это — саперные деревянные лодки (СДЛ), труднозатопляемое имущество (ТЗИ), малая надувная лодка (ЛМН), плавательный костюм (ПКТ) и другие.
Саперные деревянные лодки служили дополнительным переправочным средством для войск (рис. 8, 8а). Однако, как показал опыт войны, они нередко становились основными средствами переправы. СДЛ представляла собой досчатую плоскодонную лодку, обладающую грузоподъемностью около 2 т. Ее вес был 280-300 кг. Время на изготовление лодки составляло примерно восемь рабочих часов саперного отделения. Перевозилась она на роспуске парой лошадей. В зависимости от количества спаренных лодок, можно было переправлять различные грузы: на одной лодке — стрелковое отделение или батальонную пушку с обслуживающим расчетом; на двух лодках — 76-мм пушку с передком или грузы до дивизионной артиллерии включительно; на трех лодках — грузы до корпусной артиллерии включительно.
![]() |
![]() |
Рис. 6. Понтон НЛП в сложенном виде | Рис. 7. Раскрывание понтона НЛП |
![]() |
![]() |
Рис. 8. Танкетка на усиленном пароме из трех лодок СДЛ | Рис. 8а. Переправа полковой пушки на лодках СДЛ |
![]() |
![]() |
Рис. 9. Поплавок ТЗИ с подкладочной доской | Рис. 9а. Плотик из ТЗИ для переправы стрелкового отделения |