Оглавление Следующая

СОВРЕМЕННЫЕ АВИАНОСЦЫ

Владимир ИЛЬИН

FuCVS001.jpg

Авианосец CSF (проект)

Еще сравнительно недавно мы были свидетелями очередного раунда никогда не прекращающейся борьбы за господство на океанах. Советский Союз бросил вызов своему геополитическому сопернику — США Следует признать, что к окончанию «холодной войны» отечественный оборонный комплекс сумел выполнить основную часть поставленной задачи, создав мощный подводный флот, не уступающий, а по ряду параметров и превосходящий подводный флот США Этот паритет, несмотря на политические катаклизмы и экономические трудности, пережитые Россией в 1990-е годы, поддерживается и в настоящее время. Можно надеяться, что он сохранится и в будущем.

Однако перед ВМФ стоят не только задачи ведения борьбы на море и обеспечения безопасности собственного побережья. Флот должен действовать и «по берегу». Эту задачу сегодня решают, в основном, авианосцы.

Советский Союз в 1980-х годах приступил к реализации широкомасштабной программы строительства современного авианосного флота, по своему потенциалу сопоставимого с американским. Вслед за двумя котлотурбинными авианосцами «Тбилиси» («Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов») и «Варяг», ВМФ должен был получить серию атомных кораблей типа «Ульяновск», практически не уступающих «Нимитцам».

Однако стремительный распад СССР привел к не менее стремительному свертыванию наиболее приоритетных и наукоемких программ в области военно-морского строительства. Одними из первых жертвами «демократических реформ» пали авианосцы, в свое время с неподражаемыми емкостью и точностью названные Н. С. Хрущевым «орудием агрессии».

В результате история развития российского авианосного флота если не прекратилась вовсе, то «заморозилась» на долгие годы.

Однако «орудие агрессии» — авианосец — стал неотъемлемой и важнейшей частью флотов многих, далеко не агрессивных стран мира. Более того, число «членов клуба владельцев авианосцев» постоянно расширяется, включая все новые государства, не формально относящиеся к вопросам своей национальной безопасности.

Итак, каково же сегодня состояние мирового авианосного флота (без учета ВМС США и России)?

АВСТРАЛИЯ

Ранее Австралия располагала авианосцем «Мельбурн» (тип «Мажестик», 20000 т), в недостроенном виде закупленным в Великобритании в 1949 г. и введенным в строй в 1955 г. В 1980-е годы этот корабль был исключен из состава флота и продан на металлолом в Китай (можно не сомневаться, что практичные китайцы использовали его не только как вторсырье, но и как объект для изучения).

Роль главной ударной силы на море перешла в Австралии к тактическим бомбардировщикам F-111, закупленным в США. Однако, как выяснилось, избавление от «бремени авианосцев» стране, военная угроза которой может исходить только со стороны моря, оказалось слишком опрометчивым шагом. В результате в 2000 году министерство обороны Австралии приступило к рассмотрению планов строительства в 2010-2020 гг. трех «кораблей прибрежной поддержки» типа LSS (Literal Support Ship), которые будут являться, фактически, легкими многоцелевыми авианосцами.

Каждый из этих кораблей должен нести авиационное крыло, включающее 20 палубных истребителей типа Боинг F/A-18 «Хорнит», а также авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, который может быть создан на базе самолетов вертикального взлета и посадки Белл Боинг MV-22 «Оспри», Белл Агуста 609 или вертикально взлетающего БПЛА Белл «Игл Ай».

Рассматривается также вариант переоборудования в самолеты радиолокационного обнаружения ранее снятых с сооружения самолетов ПЛО Грумман S2 «Трекер». Использование более тяжелого самолета ДРЛО Е-2С «Хоукай» не представляется возможным из-за ограниченных размеров корабля LSS.

Оглавление Следующая

Hosted by uCoz