Кроме авианосного варианта, корабль может применяться и в качестве вертолетоносца. В этом случае он будет брать на борт до 20 вертолетов типа «Си Кинг».
LSS водоизмещением 29000 т должен иметь полетную палубу длиной 247 м, снабженную аэрофинишерами. Для взлета будут использоваться паровые катапульты или трамплин.
Рассматривается проект и более дешевого уменьшенного варианта авианесущего корабля, получивший обозначение MRA (Multi-Role Auxiliary). При водоизмещении 22000 т он должен иметь полетную палубу длиной 224 м. MRA будет способен брать на борт до шести вертолетов типа UH-60 «Блэк Хок» или до четырех CH-47D «Чинук». Сохраняется также возможность базирования СВВП дальнего радиолокационного обнаружения и наведения.
Как LSS, так и MRA могут использоваться и в транспортно-десантном варианте. Они должны обладать способностью принимать на борт до батальона морской пехоты, а также десантно-высадочные средства, размещаемые в доке, оборудованном в кормовой части корабля.
АРГЕНТИНА
Четыре года назад статуса «члена клуба авианосцев» официально лишилась Аргентина. В декабре 1996 года началась разборка на металл ее единственного авианосца «Вентицинко де Майо» (19900 т). Этот корабль, относящийся к легким авианосцам типа «Колосус», был заложен в Великобритании еще в 1942 г. и до 1968 г. нес службу в составе голландского флота (где носил имя «Карел Дорман»), после чего был продан Аргентине.
С 1986 г, после аварии энергетической установки, он практически не выходил в море. С 1992 г. «Вентицинко де Майо» был поставлен «на отстой» на военно-морской базе Пуэрто-Бельграно.
Неоднократно рассматривались планы строительства нового авианосца водоизмещением порядка 25000-30000 т (в том числе и с привлечением российских специалистов), однако к реализации их до настоящего времени так и не удалось приступить по финансовым причинам.
БРАЗИЛИЯ
Бразильский авианосец «Минас Гераис» (также типа «Колосус», заложенный в Англии в 1943 г. и переданный Бразилии в 1954 г.) в 1991-1993 гг. прошел модернизацию.
Штурмовик «Скайхок» бразильских ВВС
На нем была установлена новая РЛС управления полетами (датского производства), а также бразильская автоматизированная система управления корабельной группой (т. е. авианосцем и кораблями эскорта). Кроме того, на «Минасе Гераисе» были заменены котлы.
В конце 1980-х годов рассматривалась возможность оснащения авианосца 12 палубными штурмовиками Макдоннелл Дуглас А-4 «Скайхок», закупленными в США. Однако по финансовым причинам контракт так и не состоялся. С 1996 г. на «Минас Гераис» базировались лишь вертолеты. Однако в ноябре 1998 г. в Кувейте было закуплено 20 «бывших в употреблении» самолетов А-4К «Скайхок». Предполагается, что после проведения ремонта и модернизации 12 палубных штурмовиков этого типа (из них три — в двухместном варианте) войдут в состав корабельного авиакрыла, еще три будут резервными, а остальные четыре планируется разобрать на запчасти.
Предполагается, что бразильский авианосец останется в строю до 2010 г.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
В 1966 г. правительство Великобритании приняло принципиальное решение об отказе от использования авианосцев (был сделан вывод, что их задачи можно полностью возложить на атомные ракетные подводные лодки и на ударные самолеты берегового базирования). Однако иллюзии довольно скоро рассеялись и в 1973-1978 гг. была заложена серия из трех «авианесущих кораблей» — «Инвинсибл», «Илластриес» и «Арк Ройал», вступивших встрой в 1980-1985 гг.
Обладая сравнительно небольшим водоизмещением (19500-20000 т) новые корабли имели ряд важных конструкционных особенностей, обусловленных базированием на их борту самолетов с коротким взлетом и вертикальной посадкой ВАе «Си Харриер». На авианосцах отсутствовали взлетные катапульты и аэрофинишеры. В передней части полетной палубы имелся трамплин. «Инвинсиблы» стали первыми в мире авианосцами, оснащенными газовыми турбинами.
Можно с полной уверенностью утверждать, что лишь наличие в составе английского флота авианосцев позволило Великобритании одержать победу над Аргентиной в борьбе за Фолклендские (Мальвинские) острова в 1982 г.
Кроме трех кораблей типа «Инвинсибл», в составе английского флота имеется учебный авианесущий корабль «Аргус», переоборудованный в 1987 г. из контейнеровоза с горизонтальным способом погрузки («ролкера»).
Создание «Аргуса» преследовало две основные цели: дать британскому флоту относительно дешевой учебный корабль для подготовки морских летчиков и корабельных авиационных специалистов, а также проверить на практике эффективность концепции «Арапахо», выдвинутой в США в 1970-х годах и предусматривающей быстрое (с использованием легко монтируемых контейнерных модулей) переоборудование гражданских судов (главным образом — типа RO-RO) во вспомогательные авианесущие корабли.
«Аргус» имеет развитую полетную палубу в кормовой части, слева от которой расположена небольшая надстройка-остров и труба. Основная надстройка сформирована в носовой части. Водоизмещение корабля — 28480 т, длина — 175 м, ширина полетной палубы — 30,4 м. Дизельная энергетическая установка обеспечивает «Аргусу» скорость полного хода, равную 19 узлам. Оборонительное вооружение включает две 30-мм и две 20-мм артиллерийские установки.
Корабль может брать на борт до 12 самолетов типа «Си Харриер» и до шести вертолетов типа «Си Кинг».
В конце 1990-х годов руководство ВМС Великобритании заявило о намерении заказать два новых авианосца водоизмещением порядка 35000-40000 т., предназначенных для замены в 2012-2015 гг. трех кораблей типа «Инвинсибл». Предполагается, что каждый авианосец будет нести 50 боевых самолетов, способных совершать, в общей сложности, до 150 боевых вылетов в сутки.
Программа получила обозначение CVF (Future Aircraft Carrier). Прорабатываются различные варианты архитектуры корабля и технические усовершенствования (в частности — компоновки с угловой полетной палубой, что позволит использовать истребители типа Боинг F/A-18F7F и Дассо «Рафаль» М, электромагнитные катапульты и усовершенствованные посадочные системы).
Две группы фирм — ВАе (лидер), Роллс-Ройс и Харланд энд Вольф, а также Tomcoh-CSF (лидер), Локхид Мартин, Рейтеон и ВМТ Де-фенс в рамках правительственных контрактов в размере 5,9 млн. ф.с. каждый ведут с ноября 1999 г. параллельные исследования облика авианосца CVF. Сформировано, в общей сложности, шесть концепций АВ CVF в двух классах самолетовместимости — на 40 и 30 ЛА
Согласно концепции «STOVL-гибрид», предложенной группой ВАе, авианосец CVF, оптимизированный для размещения самолетов типа JSF-STOVL, должен иметь угловую полетную палубу, одну катапульту, взлетный трамплин и аэрофинишер (что обеспечит возможность использования истребителей с обычной взлетно-посадочной схемой и самолетов ДРЛО Е-2С «Хоукай»). Водоизмещение корабля должно составлять 53000 т, длина полетной палубы — 310 м, а ее ширина — 71 м.
Максимальная самолетовместимость корабля определена в 50 истребителей и четыре самолета ДРЛО. Одним из основных приоритетов является обеспечение возможности базирования на борту авианосца максимально возможного числа типов самолетов (как английских, так и других стран НАТО).
Министерство обороны Великобритании еще не сделало окончательный выбор типа перспективного самолета корабельного базирования, призванного прийти на смену СВВП «Си Харриер» GR.7. Изучаются различные варианты оснащения авианосца машинами с коротким взлетом и посадкой посредством аэрофинишера (концепция STORAB), самолетами с коротким взлетом и вертикальной посадкой (STOVL) и обычными самолетами с горизонтальными взлетом и посадкой (CTOL). При этом в качестве наиболее вероятного кандидата на роль истребителя FCBA (Future Carrier Borne Aircraft) рассматривается самолет JSF (STOVL).