Оглавление Следующая

КАНОНЕРКИ КЛАЙДА В ВОЙНЕ НА КУБЕ

Алехандро Анка АЛАМИЛЬО, Николай МИТЮКОВ

GBCld001.jpg

  «Васко Нуньес де Бальбоа»

8 декабря 1894 года собравшиеся в Нью-Йорке представители кубинского повстанческого движения Хосе Хулиан Марти, Энрике Кольясо и Хосе Мария Родригес подписали так называемый «план восстания», по которому предполагалось начать боевые действия против испанской армии для завоевания независимости острова.

В начавшейся вскоре войне флоту была уготована одна из ведущих ролей. По мобилизационному развертыванию испанские военно-морские силы на Кубе географически подразделялись на две группы: северного и южного побережья. Группа северного побережья в свою очередь состояла из четырех дивизионов. Первый, со штабом в Баракоа, контролировал участок побережья от мыса Майей до порта Танамо; второй (штаб в Хибаре) — от Та-намо до Хибары; третий (штаб в Нуэвитасе) — от Хибары до Хуанахи и, наконец, четвертый — от Хуанахи до Сахии ла Гранде. Группа южного побережья подразделялась на три дивизиона. Первый (штаб в Сантьяго де Куба) был предназначен для охраны побережья от мыса Майей до мыса Капо Крус; второй (Мансанильо) — от мыса Капо Крус до города Санта Крус и третий (штаб в Тринидад де Куба) — до побережья Пинар дель Рио.

К началу восстания большинство кораблей, построенных для борьбы с повстанцами во время Первой Кубинской войны, уже пришли в ветхость. Так что испанцы располагали на острове лишь четырьмя малыми крейсерами, двумя большими канонерскими лодками и шестью малыми. Уже с января по август 1895 г. на остров перебрасываются крейсера «Рейна Мерседес», «Альфонсо XII», три малых крейсера и пять минных крейсеров. Но все равно этих 22 судов было явно недостаточно. Даже сосредоточив практически все свои небольшие военно-морские силы в колониях, испанцы оказались неспособны ничего противопоставить восставшим.

Повстанцы приняли тактику, оказавшуюся в сложившейся ситуации чрезвычайно удачной и эффективной. Будучи зависимыми от подвоза продовольствия, припасов и подкреплений из Соединенных Штатов, они использовали для этой цели небольшие яхты, шаланды, лодки и т. п., которые обычно по ночам заходили в одну из многочисленных глухих кубинских бухт, где и производили погрузку-выгрузку. Все это сильно распыляло испанские силы, давая практически нулевую эффективность блокадным мероприятиям.

В соответствии с опытом предыдущей кампании на Кубе, было признано целесообразным разделить все военно-морские силы на три части. Первая часть, состоявшая из скоростных кораблей с мощной артиллерией, предназначалась для преследования и перехвата неприятеля в пределах или за границами территориальных вод. Вторая часть должна была состоять из мелкосидящих скоростных судов для преследования и перехвата неприятеля на мелководье. И, наконец, третья, самая значительная группа кораблей была нужна для ежедневного патрулирования в отдаленных районах острова.

Именно решение третьей задачи и представляло постоянную головную боль для испанского командования. Для действенного противостояния требовалось большое количество небольших мелкосидящих патрульных судов, вооруженных одним-двумя мелкокалиберным скорострельным орудием, чего у испанцев как раз и не было. На первых порах делались попытки вооружать яхты и небольшие каботажные пароходики, но повстанцы их не опасались: они и сами располагали подобными судами и потому смело вступали в бой. Так, например, в 1897 г. на реке Кауто была уничтожена испанская вооруженная яхта «Релампахо».

Словом, требовались радикальные меры. И тут надо отдать должное испанскому правительству, сумевшему быстро среагировать на сложившуюся ситуацию.

В чрезвычайно сжатые сроки была принята программа судостроения, обеспечившая постройку достаточно впечатляющей серии небольших канонерских лодок: всего за год, в 1895-1896 гг., на Кубе и Филиппинах было введено в строй 5 канонерских лодок первого ранга, 4 — второго, 22 — третьего. 25 канонерок из этой армады предназначались для Кубы. Заключая контракт, правительство поставило жесткие условия: чтобы к октябрю 1895 года все 25 лодок были полностью готовы.

Строительство

Лодки первого и второго ранга строились в Великобритании, и все они получили имена выдающихся испанских мореплавателей и первооткрывателей. Только две из них — «Кирос» и «Вильялобос» — строились в Гонконге, так как предназначались для Филиппин, а семь остальных «кубинских» лодок сооружались в Клайде.

Испанию и Клайд1 связывало давнее партнерство. Именно здесь строились наиболее этапные и революционные испанские корабли: крейсер «Рейна Регенте», контрминоносец «Деструктор» и эсминцы типа «Террор».

В литературе распространено мнение, что все семь этих канонерок были однотипны. Но это не совсем верно. Конструкция корпуса и внутреннее размещение действительно было типовое, но вот тактико-технические характеристики канонерок сильно отличались. Испытывая канонерки с разными ТТХ, испанцы намеревались опытным путем определить оптимальные характеристики и потом повторить их в еще более массовом строительстве.

В соответствии с Королевским декретом от 17 июня 1895 года и заключенным контрактом, с испанской стороны в котором стояла подпись самого морского министра адмирала Беранхера, в Клайде в начале июля заложили кили двух 100-тонных, двух 200-тонных и трех 300-тонных лодок. А уже 22 июля вышел Королевский декрет, по которому 100-тонные корабли получали имена «Альварадо» и «Сандоваль», в честь сподвижников Кортеса, участвовавших в составе его армии в завоевании Мексики: Педро де Альварадо и Гонсало де Сандоваля. Оба впоследствии организовали уже свои экспедиции в Центральную Америку на территориях современных Гондураса и Гватемалы.


1 фирма называлась: в 1852-1896 гг. — «J. & S. Thompson Ltd.», в 1896-1899 гг. — «Clydebank Engine and Shipbuilding Co.», в 1899-1968 гг. — «John Brown»

Оглавление Следующая

Hosted by uCoz