8,8-см пушка Flak 18
8,8-см пушка Flak 18 на тягаче Sd.Kfz.8
Фирмой Рейнметалл было создано несколько опытных образцов 7,5-см зенитных пушек длиной в 55 и 59 клб. Несколько 7,5-см орудий было отправлено в СССР.
Таблица 2 |
|
Данные пушки Flak L/60 |
|
Калибр, мм |
75 |
Длина ствола, мм/клб |
4500/60 |
Угол вертикального наведения |
3°; +85° |
Угол горизонтального наведения |
360° |
Вес системы, кг: |
|
в боевом положении |
3140 |
в походном положении |
5200 |
Скорострельность, выстр./мин |
20 |
Вес снаряда, кг |
6,35 |
Начальная скорость, м/с |
825—850 |
Потолок баллистический, м |
10 000 |
В начале 30-х годов руководство сухопутных войск Германии отказалось от работ над 7,5-см зенитными орудиями и предпочло им более мощные 8,8-см и 10,5-см пушки. [Табл.2]
8,8-см ЗЕНИТНЫЕ ПУШКИ ОБР.18 И ОБР.36
В 1931 г. группа конструкторов фирмы Круппа начала в Швеции проектирование 8,8-см зенитного орудия. Затем разработанная документация была доставлена в Эссен, где изготовили первые опытные образцы орудий. Система, получившая название 8,8-см Flak 18 прошла «крещение» в Испании, после чего на нее стали монтировать щит.
Модернизированная 8,8-см пушка (8,8-см Flak 36) поступила на вооружение в 1936 г. Модернизация коснулась главным образом конструкции ствола, разработанного фирмой Рейнметалл. Внутреннее устройство обоих стволов и баллистика были одинаковы. В качестве тягача также использовался Sd. Kfz.7 модификации «KMm8» с прицепом Sonderanhanger 201. В остальном, за исключением мелких деталей, Flak 36 была идентична Flak 18.
В дальнейшем некоторые изменения были произведены в 1939 г. Новый образец был назван Flak 37.
Большинство узлов пушек обр. 18, 36 и 37 были взаимозаменяемы, например, можно было часто видеть ствол Flak 18 на лафете Flak 37.
В августе 1944 г. на службе было 10 930 орудий Flak 18, 36 и 37, которые применялись на всех фронтах и в ПВО Рейха. Некоторое количество этих пушек было у итальянцев под названием 88/56 С.А.
Несколько Flak 18 в 1940 г. было установлено на 12-тонном полугусеничном частично бронированном тягаче Sd. Kfz. 8.
В 1943 г. 14 орудий Flak 37 немцы установили на полугусеничном автомобиле Sd. Kfz. 9. Вес системы 25 т. Экипаж 9-10 человек. Кабина и мотор бронировались.
Устройство 8,8-см Flak 18
Ствол пушки состоял из кожуха, свободной трубы и казенника. Крутизна нарезов переменная. Затвор полуавтоматический горизонтальный, клиновой.
Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката веретенного типа и гидропневматического накатника. Длина отката переменная. Тормоз отката снабжен компенсатором.
Основание лафета представляло собой крестовину, у которой боковые станины при переходе в походное положение поднимались вверх, а основная (продольная) балка выполняла на походе роль повозки.
К основанию лафета присоединена тумба, на которой укреплен вертлюг (верхний станок). Нижний конец штыря вертлюга заделан в салазки горизонтирующего механизма. Подъемный и поворотный механизмы имели по две скорости наведения. Уравновешивающий механизм пружинный тянущего типа. Цилиндры уравновешивающего механизма укреплены при горизонтальном положении на вертлюге.
Таблица 3 |
|||
Данные 8,8-см системы |
|||
Обр.18, 36, 37 |
Обр.41 |
Обр. 37/41 |
|
Калибр, мм |
88 |
88 |
88 |
Длина ствола, мм/клб |
4930/56 |
6548/74 |
7027/80 |
Угол ВН |
-3°;+85° |
-3°;+85° |
-3°;+85° |
Угол ГН |
360° |
360° |
360° |
Длина отката нормальная, мм |
1050—700 |
1200—900 |
1200—900 |
Высота линии огня при угле 0°, мм |
1600 |
1250 |
1600 |
Габариты в боевом положении |
|||
длина, мм |
7620 |
9658 |
7700 |
ширина, мм |
2305 |
2400 |
2400 |
высота, мм |
2418 |
2360 |
2600 |
Вес установки, кг: |
|||
в боевом положении |
5150 |
7840 |
7111 |
в походном положении |
7200 |
11 240 |
9300 |
Скорострельность, выстр./мин |
15—20 |
20—25 |
15—20 |