Предыдущая Оглавление Следующая

Согласно данным авторитетного английского журнала «Уорлд Эйр Паур» запрет на использование «Апачей» над Косово наложил лично Билл Клинтон. В интервью корреспонденту журнала один из летчиков группы «Хоук» сказал: «Генерал Уэлсли Кларк (командующий силами НАТО) ежедневно запрашивал «добро» на использование боевых вертолетов, но так его и не получил — нас остановили на самом высоком уровне». Работу боевых вертолетов в Косово выполняли «ганшипы» АС-130U.

По горячим следам командир группы «Хок» бригадный генерал Ричард Коди подготовил отчет о деятельности своего соединения в Косово. В отчете значительное место уделено критике «Апача». По мнению Коди экипажи АН-64А не имели достаточной подготовки для поражения объектов югославской народной армии. Нелицеприятные высказывания бригадного генерала дополняет меморандум, написанный начальником штаба армии США генералом Эриком Шинсеки, в котором делается попытка объяснить, почему 24 вертолета «Апач», входившие в группу «Хок», не приняли участия в боевых действиях. Одной из причин являлась низкая профессиональная подготовка летчиков вертолетов, ранее дислоцировавшихся в Германии. Среди других причин — серьезные дефекты радиосвязного оборудования, аппаратуры РЭБ и топливной системы.

Стоит остановиться на общем месте обоих докладов — низкая профессиональная подготовка экипажей. Как же могло получиться, что летчики и операторы вооружений одного из лучших в армии США (других в Европе не держат) подразделений оказались не способны выполнить поставленные задачи? На самом деле особой загадки в этом нет. Экипажи летали над относительно равнинной местностью Западной Европы, опыт полетов в горах имели минимальный, тем более — опыт полета в горах ночью. «Конек» же американских боевых вертолетов — как раз нанесение точечных ударов в темное время суток или в сложных метеоусловиях. Темную ночь в ясный день, по идее, должна превращать обзорно-прицельная система TADS/PNVS, включающая тепловизионный и низкоуровневый телевизионный каналы. Однако претензий к работе тепловизоров у экипажей хватает еще со времен «Бури в Пустыне».

HeKos004.jpg

Американский "Чинук" - из группы "Тэск форс 12"

После войны в Заливе американцы детально разбирались с недостатками ИК системы обзора передней полусферы, в результате исследований летчики и операторы вооружения «апачей» стали практиковать полеты в темное время суток с очками ночного видения (ОНВ). Стоит напомнить, что одним из широко в свое время рекламируемых достоинств системы TADS/PNVS являлся отказ от ОНВ, которые полностью должен был заменить тепловизор.

Анализируя конкретный театр боевых действий - Албанию и Косово — с его горным рельефом и частыми изменениями погоды, американцы пришли к выводу о необходимости использования как ИК системы переднего обзора FLIR, так и очков ночного видения. Летчикам вертолета АН-64А, входивших в группу «Хок», отводилось только три недели на тренировки в полетах с очками ночного видения. Этого времени оказалось недостаточно. На фоне неучастия группы «Хоук» в широкомасштабных боевых действиях из-за недоработок ночной обзорно-прицельной системы действия российских вертолетчиков в Чечне выглядят просто героическими. На подавляющем большинстве Ми-8 и Ми-24 приборы ночного видения - не что иное, как глаза членов экипажей.

Опасения вызывали бортовые средства обороны «Апачей». Аппаратура РЭБ вертолета АН-64А «также ненадежна и неэффективна». По словам Коди, летчики «не уверены в работе приемника предупреждения об электромагнитном облучении APR-39, аппаратуре постановки активных помех в электромагнитной ALQ-136 и инфракрасной ALQ-144 областях спектра». По мнению Коди, системы APR-39, ALQ-136 и ALQ-144 требуют замены. Это признание — еще один камешек в огород «блестящих» действий авиации НАТО, «полностью» подавившей ПВО сербов. Если ПВО противника подавлена, — зачем аппаратура РЭБ? Блоки отстрела ловушек и  станция ALQ-144 еще могут понадобиться для постановки помех ракетам ПЗРК, но вот другие системы предназначены для борьбы с более мощными ракетными комплексами.

HeKos005.jpg

Итальянский боевой вертолет А-129 "Мангуста"

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz