Первые сведения о 5.000 русских десантниках оказались несколько преувеличенными: в Слатину шло всего 200 десантников, и не на Ил-76, а по земле, из Боснии. Как только в штабах НАТО появилась уточненная информация, с новой силой началось планирование «предупреждения» русских. По тревоге подняли разведвзвод 5-й бригады и взвод SAS — те самые, которым первыми предстояло высаживаться в Косово с вертолетов. Спецназовцы в спешном порядке загрузились в «Геркулес» английских ВВС. С-130 пошел на взлет в предрассветный час 12 июня. По не установленной причине самолет, не успев набрать высоты, разбился — 40 спецназовцев погибли. Теперь уже никто не мог воспрепятствовать стремительному броску усиленной парашютно-десантной роты ВДВ ВС России.
Стоит напомнить, как готовился и проводился стремительный бросок роты десанта из Боснии в Косово. К сожалению, большинство отечественных средств массовой информации предпочитают смаковать подробности неудач российской армии, уделяя неоправданно малое внимание успехам. Насколько известно автору данной статьи, более-менее подробно марш-бросок освещался лишь на страницах еженедельника «Независимое Военное Обозрение» и журнала «Солдат Удачи».
Конечная точка маршрута — аэропорт Слатина — была выбрана не случайно. Слатина являлась стратегическим объектом — единственным на тот момент косовским аэродромом, способным принимать все типы военно-транспортных самолетов. Замысел операции готовился офицерами Главного оперативного управления Генштаба России под руководством генерал-полковника Юрия Балуевского. 10 июня, после утверждения плана начальником Генштаба генералом армии Квашниным и министром обороны Сергеевым, документ был доложен Ельцину. Интрига заключалось в том, что бросок десанта во избежание утечки информации не согласовывался с МИДом. Президент одобрил план, и сразу же в Углевик, где находился штаб российской бригады сил SFOR, ушла директива Генштаба на проведение операции.
По воспоминаниям рядового участника, подготовка марш-броска на месте, в Боснии, началась 9 июня. Проблема заключалась в невозможности скрытно от американцев перебросить 200 солдат из боснийского контингента, насчитывавшего всего 1340 человек, в Косово. А перебросить их требовалось в тайне, в конце концов, что такое 200 «голубых беретов» против нескольких тысяч откормленных бойцов НАТО, десятков вертолетов и танков, сосредоточенных на границах Косово? Десант могли задавить просто числом, без единого выстрела, и не пропустить в югославскую автономию вообще. Плюс поднять шумиху в средствах массовой информации. Вспомните, год назад множество «независимых» российских обозревателей не упускали случая пнуть высшее руководство страны даже за словесную поддержку «режима Милошевича». Вспомнили? А теперь представьте, какой бы вой поднялся в случае преждевременного обнародования факта выступления «вооруженной до зубов» десантной роты, выступления на помощь Милошевичу, естественно. В истинных целях и задачах операции никто бы и не стал разбираться. Поэтому меры по дезинформации руководства многонациональной дивизии «Север», в зоне ответственности которой базировались российские десантники, разрабатывались очень тщательно.
![]() |
![]() |
Подвеска 870-литрового топливного бака под левым крылом вертолета «Апач» | Один из трех вертолетов «Супер Пума», предоставленных Швейцарией для участия в миротворческой операции |
О выдвижении колонны БМД вечером 10 июня из района базирования к полевому аэродрому американцы узнали моментально. Все внимание НАТОвских штабистов сосредоточилось на этой колонне, тем временем к маршу форсированными темпами готовились 200 бойцов. Ну не могли подумать янки, что можно войти в охваченную войной страну без бронетехники, авиационной поддержки. Сравните, какие силы планировали привлечь англичане, дабы захватить приграничное десятикилометровое ущелье. В пять часов утра 11 июня оперативная группа двинулась из Боснии в Косово. Оперативная группа - по западным стандартам сказано очень громко: в ней насчитывалось полтора десятка бортовых «Уралов», две командно-штабных машины и несколько БТР. Янки почувствовали неладное, когда колонна рванулась к югославской границе. На запрос командира дивизии «Север» — куда идет колонна, россияне ответили: «Карты у нас старые, командиру колонны хотели дать команду по радио, да связь у нас, сами знаете, хреновая». «Дымовую завесу» усилило заявление командующего ВДВ России генерал-полковника Георгия Шпака, сделанное днем 11 июня: «Ни одно подразделение российской бригады не вступало на территорию СРЮ». В это время «Уралы» и БТР мотали на колеса километры сербских дорог — Нови Сад, Белград, Ниш. В Нише колонну встречали также, как, наверное, встречала Красную Армию восставшая в мае 1945 г. Прага. В Слатину десант вошел на рассвете 12 июня — блестящий 700-километровый марш-бросок завершился.
Состав вертолетной группировки НАТО в Косово на 30.07.1999 года
Страна |
Тип вертолета |
Количество |
Место базирования |
Бельгия |
А-109 |
6 |
Петрович |
Великобритания |
«Линкс» 9 |
2 |
Приштина |
«Линкс» 9 |
2 |
Петрович |
|
«Пума» |
3 |
Петрович |
|
«Чинук» |
4 |
Петрович |
|
S-61N |
2 |
Бразда |
|
Германия |
CH-53G |
1 |
Призрен |
CH-53G |
3 |
Охрид |
|
UH-1D |
3 |
Титово |
|
UH-1D |
8 |
Охрид |
|
UH-1D |
2 |
Призрен |
|
Италия |
АВ.412 |
2 |
Баня |
АВ.412 |
2 |
Петрович |
|
А-129 |
3 |
Баня |
|
А-129 |
3 |
Петрович |
|
СН-47С |
3 |
Петрович |
|
SH-3D |
2 |
Петрович |
|
Канада |
СН-146 |
8 |
Глоговач |
Нидерланды |
CH-47D |
3 |
Фарка |
Во.105 |
4 |
Фарка |
|
США |
UH-60A |
14 |
Петрович |
CH-47D |
6 |
Петрович |
|
АН-64А |
12 |
Петрович |
|
Франция |
«Пума» |
5 |
Плана |
«Пума» |
5 |
Куманово |
|
«Газель» |
7 |
Куманово |
|
«Газель» |
1 |
Плана |