(итальянская бронетехника за свои первые 40 лет)
Вячеслав ШПАКОВСКИЙ
Достаточно взглянуть на карту Европы, чтобы убедиться в том, что благодаря особенности своего географического положения Италия не так уж и нуждалась в наземной бронетехнике, ну разве что для боевых действий на заморских территориях. Тем не менее, к созданию своих собственных бронеавтомобилей она обратилась одновременно с другими странами Европы. Уже в 1906 г. фирма «Фиат» разработала проект полноприводного бронеавтомобиля с вооружением в башне. В 1912 г. во время Итало-Турецкой войны итальянцы построили и применили во время боевых действий в Ливийской пустыне бронеавтомобили «Фиат», которые вместе с машинами «Изотта-Фраскини» стали первыми серийными БА итальянской армии. На обеих машинах пулеметы располагались в башенных установках, причем «Фиат» для действий в ночное время суток имел в башне еще и прожектор, а «Изотта-Фраскини» — пулемет в задней части корпуса.
![]() |
![]() |
![]() |
Бронеавтомобиль «Фиат» обр. 1906 г. | Бронеавтомобиль «Фиат» обр. 1912 г. | Бронеавтомобиль «Бианчи» обр. 1916 г. |
В годы первой мировой войны итальянская армия получила сразу два БА «Лянча-Ансальдо» обр. 1915 г. и «Бианчи» обр. 1916 г. «Бианчи» была машиной чисто военного времени и большой роли в итальянской армии не сыграла, а вот «Лянча-Ансальдо» оказалась машиной «надолго».
Выпускавшаяся на базе коммерческого грузовика «Лянча», эта машина с вооружением и бронированием фирмы «Ансальдо» стала основным броневым автомобилем итальянской армии. Имелось два варианта этого интересного БА — IZ и IZM: однобашенный и двухбашенный. Характерной особенностью двухбашенного варианта (IZ) обр. 1915 г. стало наличие двухъярусного вооружения. В нижней, широкой башне устанавливалось два пулемета, в верхней, с независимым вращением — один. На модели 1917 года (IZM) верхняя башня отсутствовала, а третий пулемет располагался в задней стенке корпуса. Особенностью машины стала характерной формы бронезащита передних колес и специальные сдвоенные полозья спереди корпуса, предназначавшиеся для разрывания канатных и проволочных заграждений. Толщина лобовой брони на некоторых машинах была доведена до 18 мм.
Следует отметить, что машины этого типа сражались не только на территории германцев и австрийцев в годы первой мировой войны, воевали в Эфиопии и Испании, но применялись и во второй мировой войне в Северной Африке и Сицилии.
Самое интересное, что идея создания танка родилась в Италии даже несколько раньше, чем это было во Франции и даже в... Англии! Во всяком случае именно итальянский капитан Луиджи Кассали в 1915 году построил в Италии первый, правда, колесный танк по типу машин инженера Павези, из-за чего его и назвали «Павези-Кассали». Танк имел две пулеметные башни, расположенные поперек корпуса, и два специальных резака по обеим сторонам корпуса спереди, чтобы резать проволочные заграждения. Машину построили, но военные посчитали ее малопрактичной и обратились за опытом к союзникам. Свой выбор они остановили на французских танках, причем посчитали возможным заказать фирме «Шнейдер» сразу 1500 танков CA1. Французское правительство дипломатично порекомендовало итальянцам строить танки у себя на родине, а чтобы они не обижались, передало им три танка «Рено» FT-17 и два танка «Шнейдер» СА1. В Италии они были подвергнуты серьезным испытаниям, по результатам которых итальянцы все же сумели разработать свои собственные машины; «Фиат-3000» (легкий танк на основе FT-17) и «Фиат-2000» — тяжелый танк. Легких танков по типу «Рено» к маю 1919 г. было решено изготовить 1400, однако к 1921 г. сумели сделать всего 105 танков. «Фиат-3000А» мод. 1921 г. представлял собой в достаточной степени оригинальный проект, отличавшийся от французского прежде всего тем, что двигатель на нем был расположен поперек, а не вдоль корпуса. Танк получился более компактным и оказался более устойчив при движении, особенно в горных условиях, что для итальянцев, которые часто воевали в горах, имело особое значение. Первоначально танк вооружался двумя спаренными пулеметами «Фиат» калибра 4,5-мм, но на модели «Фиат-3000В» 1930 г. установили 37-мм орудие «Виккерс-Терни», немного изменив форму башни, заменив двигатель и улучшив подвеску.