Ростислав АНГЕЛЬСКИЙ
В шестидесятые - семидесятые годы гражданская авиация была "не роскошью, а средством передвижения". Выбирающиеся из города на Неве лица различных национальностей, стоя в длиной очереди на автобусы к аэропорту Пулково рассеяно созерцали занимавшее целый квартал у станции метро "Московская" помпезное здание "сталинской" архитектуры. Немногие любители истории знали, почему столь колоссальное сооружение появилось почти на южной окраине города. В тридцатые годы предполагалось, что Ленинград будет расти только на юг - с севера подпирала проходившая у Белоострова финская граница. Поэтому в будущем центре великого города было построено огромное административное здание очень сложной внутренней планировки, предназначенное для партийно-советского руководства. Начавшиеся войны преобразовали градостроительные планы и оказавшееся на отшибе огромное здание сменило немало хозяев. С пятидесятых годов в нем размещался ряд организаций, занимавшихся разработкой авиационной радиолокационной техники и систем управления для ракет. В настоящее время они образуют объединение под идеологически изумительным наименованием "Холдинговая компания "Ленинец".
Ленинградским организациям были переданы работы по системам управления ракетных комплексов "воздух -земля", начатые В.М. Шабановым, С.Л. Берия и А.А. Колосовым в очень похожем здании КБ-1 на севере Москвы. Первенцем ленинградских специалистов был комплекс К-16, предназначенный для замены системы "Комета". ( Подробнее о системе "Комета" см. "ТиВ" №10/99 и № 1/2000.)
Однако первоначальные планы работ по ракете этого комплекса не предусматривали применения новой системы управления. Разработка предполагала совершенствование крылатой ракеты КС в части расширения диапазона высот и скоростей пуска, увеличения максимальной дальности, и велась исходя из использования бортовой аппаратуры самолета и ракеты, созданной для исходной "Кометы".
После принятия "Кометы" на вооружение работы по конструкторско-технологическому сопровождению производства и дальнейшему совершенствованию "изделия" были переданы из микояновского ОКБ-155 в его дубненский филиал.
В 1955 г. филиалу ОКБ-155 была поручена относительно самостоятельная работа - создание первой отечественной крылатой ракеты для вооружения катеров - П-15, а его руководитель - А.Я.Березняк - впервые был официально назначен главным конструктором. Ракета П-15 оснащалась жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) с тягой до 1200 кг, который разрабатывался в ОКБ-2 НИИ-88 (в те годы - головной организации Министерства оборонной промышленности по ракетостроению) под руководством А.М.Исаева, совместно с которым Березняк в военные годы создал ракетный перехватчик БИ.
Вполне естественно возникла идея применения такого ракетного двигателя на КС взамен ТРД. Это начисто снимало все проблемы с запуском двигателя на больших высотах. Кроме того, ЖРД был втрое дешевле РД-500, стоимость которого составляла около трети цены самолета-снаряда.
Был проработан и альтернативный вариант — доработать П-15 для вооружения самолетов. Однако для катерной ракеты была задана максимальная дальность всего 25 км, т.е. втрое меньшая по сравнению с достигнутой для "Кометы", да и боевая часть П-15 была почти вдвое легче, чем у КС. Военные не могли согласиться на ухудшение этих важнейших характеристик. Авиационные варианты усовершенствованной ракеты под наименованиями П-15А и П-15М стали рассматриваться применительно к вооружению более легкого по сравнению с Ту-16 перспективного фронтового бомбардировщика Ту-98А. Сверхзвуковая скорость этого носителя позволила бы увеличить дальность пусков до 60... 70 км. К сожалению, работы по этому самолету, планировавшемуся к внедрению в серию под наименованием Ту-24, были прерваны на стадии испытания опытного образца, а ракеты типа П-15 оказались слишком тяжелыми и громоздкими для пошедшего в серийное производство Як-28. Перспективность доработанной П-15 в качестве авиационной ракеты в дальнейшем подтвердилась. На момент принятия на вооружение в 1960 г. максимальная дальность была установлена в 35 км, в дальнейшем - в 40 км. К концу шестидесятых годов этот показатель удвоился применительно к модернизированному варианту - П-15М. В период "Великой дружбы" соответствующая техническая документация была передана китайским товарищам, которые развернули производство П-15 под наименованием "Фей Люнг" ("летающий дракон"). Затем китайцы путем доработки П-15 создали ракету "воздух-земля" под наименованием С-601 для вооружения своих дальних самолетов В-6 (лицензионных Ту-16).
Официально проведение в 1956-1957 гг. опытно-конструкторской работы (ОКР) по замене на самолете-снаряде КС турбореактивного двигателя РД-500К на жидкостный ракетный двигатель в целях повышения высоты и скорости пуска было задано Распоряжением Совета Министров от 2 апреля 1956 г. №1781, сформированным на основании инициативного предложения А.И. Микояна, А.Я. Березняка и министра авиапромышленности П.В. Дементьева. В дальнейшем новый вариант ракеты получил наименование КСР.
Предусматривалось доработать фюзеляж, а крылья, хвостовое оперение и бортовую аппаратуру К-1М исходной ракеты КС использовать в новом варианте ракеты без изменений. На порядок более прожорливый жидкостный ракетный двигатель требовал большего запаса топлива в сравнении с ТРД. С учетом предусмотренного для нового варианта ракеты двукратного прироста дальности пуска по сравнению с КС потребовалось более чем десятикратное увеличение запаса топлива. В результате КСР оказалась в полтора раза тяжелей исходной КС. С другой стороны, освободившись от громоздкого ТРД с центробежным компрессором конструкторы ракеты уменьшили диаметр миделя с 1,2 м до 1 м. В итоге при сохранении исходной геометрии консолей крыла его размах уменьшился с 4,72 до 4,52 м. Складывание крыла, впервые реализованное на корабельном варианте "Кометы", существенно упрощало эксплуатацию, позволив размещать в хранилищах большее число полностью собранных ракет. Поперечный габарит КСР со сложенным крылом не превышал 1,76 м. С учетом малого сопротивления фюзеляжа и слабой зависимости располагаемых тяговых характеристиках ЖРД от высоты скорость полета увеличилась до 1200...1250 км/час.