![]() |
![]() |
Подбитый Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G из состава 1-ой танковой дивизии венгерской армии |
Советский солдат осматривает захваченный 38(t). Обратите внимание на ствол танковой пушки |
92 танка TNH SV в 1939-40 гг. должны были быть произведены по заказу Швеции. С началом войны Германия конфисковала все имеющиеся на заводах экспортные танки. Контракт был сорван, однако окончательно ссориться со шведами немцы не пожелали. Два танка-прототипа из этого заказа, а также лицензию на производство Швеция все-таки получила. После этого на базе этого танка там было выпущено множество различных образцов бронетехники, самые последние из которых находились на службе вплоть до... 1970 года!
В конце 1938 года Афганистан заказал «Шкоде» 10 танков, но немецкая оккупация также помешала заключению сделки. Впоследствии, когда Болгария, получившая 26 LT-35 только в 1940 году, пожелала заказать еще одну партию, ей и передали эти «афганские» танки. От всех остальных танков LT-35 они отличались наличием 37-мм пушки А-8, предназначавшейся для танков LT-38. На вооружении болгарской армии чешские танки оставались вплоть до начала 50-х годов, так что еще в 1948 году фирме «Шкода» пришлось выполнять для них заказ на запасные части.
По заказу Югославии был изготовлен прототип танка Т-12 — S-II-А, но с дизельным двигателем и 47-мм орудием. Планировалось заказать фирме 120 танков этого типа, однако и в этом случае все планы нарушила война.
В августе 1940 года, было достигнуто соглашение с военными Венгрии, которые пожелали выпускать танк Т-22 фирмы «Шкода» у себя по лицензии. Несколько позже подписали и соглашение по производству вооружения, в соответствии с которым 37-мм калибр танковой пушки «Шкода» был заменен на 40-мм, принятый в Венгрии. С небольшими изменениями этот танк под обозначением 40М «Туран» (мод. I и II) выпускали в Венгрии на протяжении всей войны. В 1942 году у немцев было закуплено еще 102 танка 38(t).
Пытаясь еще больше расширить сбыт танков, в 1938 г. фирма «Шкода» предложила S-II-a командованию Красной Армии. Машина испытывалась в Кубинке, но наших военных совершенно не заинтересовала, хотя и предпринимались попытки приобрести один образец. Танк предлагался еще ряду стран, но в целом — неудачно.
После германской оккупации все чешские LT-35 были отправлены под Дрезден, где на них заменяли оптику, устанавливали германские УКВ радиостанции Fu5 и шанцевый инструмент. Из 150 заказанных к этому времени танков фирма ЧКД успела произвести только 9 машин, которые немцы тотчас же подвергли тщательным испытаниям на Куммерсдорфском полигоне. Аналогично испытывался и танк фирмы «Шкода», причем выяснилось, что оба они нисколько не уступают германским машинам Pz.II, а по многим показателям и превосходят их. Причем такой вывод в первую очередь, сделали в отношении танка LT-35. Что же касается LT-38, то было решено, что он практически ни в чем не уступает текущей модификации их собственного танка Pz.III, выпускавшегося тогда в весьма незначительных количествах. Вот почему фирме ЧКД, переименованной немцами в БММ (Богемско-Моравскую машиностроительную фабрику), было указано срочно закончить партию из 150 танков, после чего на предприятие тут же поступили еще три заказа на 325 танков, которые обозначались теперь как 38(t).
С мая по август 1939 года БММ произвел 78 танков 38(t) Ausf.A, участвовавших в нападении на Польшу. В январе 1940 года, отметив успех этих танков в ходе польской компании, немцы заказали еще 275 танков такого типа. 219 танков 35(t) вермахт получил от фирмы «Шкода». Оба «танка-товарища» активно использовались во время боевых операций в Норвегии, Франции, а также на Балканах.