Остановимся на некоторых аспектах сборки, испытаний, эксплуатации и обучения экипажей танка «Леопард-2».
Сборка танка включает следующие операции:
— сборку шасси и башни;
— контрольный пробег (12 км) и специальные испытания тормозов на трассе;
— стендовые испытания при уклоне до 32° и крене до 17°;
— испытания оборудования для преодоления водных преград в бассейне;
— специальные испытания радиоаппаратуры;
— повторный контрольный пробег (30 км);
— установку съемной контрольно-измерительной аппаратуры для записи параметров СУО при различном положении пушки по горизонту (0°, 17°, 31°), отладку на юстировочном стенде и ходовые испытания СУО;
— стендовые испытания электрорадиоаппаратуры на электромагнитную совместимость;
— осмотр танка, устранение выявленных недостатков и окраска;
— комплектование навесным оборудованием и приемка.
Особенностью изготовления танка является установка съемной аппаратуры для записи при испытаниях до 50 параметров СУО. Информация о параметрах, записываемых при стендовых и ходовых испытаниях, передаётся на центральную ЭВМ и выводится на дисплей и на печать.
Специально разработаны вопросы обучения экипажей и специалистов ремонтной службы с учетом значительной конструктивной сложности танка и двухлетнего срока службы в армии при невозможности отбора личного состава с особыми психофизиологическими данными. Особое внимание уделено предварительному практическому обучению экипажей и ремонтников на различных тренажёрах, разработанных одновременно с танком, и закреплению навыков на специально оборудованных учебных танках.
Обучение командиров, наводчиков и заряжающих проводится на тренажере, выполненном в виде боевого отделения, а водителей — на тренажере в виде отделения управления. Тренажеры оборудованы реальными узлами и приборами, а также специальной аппаратурой, позволяющей имитировать различные режимы работы и типовые неисправности.
Специалисты ремонтной службы должны обучаться в учебных классах на более сложных тренажерах. Они разбиты на группы ремонта вооружения, оптических приборов, электронного оборудования и шасси. Эти группы обучаются на тренажерах с «прозрачной» башней и корпусом, обеспечивающими имитацию до 250 неисправностей (по 8 неисправностей одновременно), поиск их с помощью как системы внутреннего контроля РРР1-8, так и системы внешнего контроля EPS и устранение неисправностей или замену узлов.
Практически навыки по вождению танка отрабатываются на учебном танке, у которого вместо башни установлена остекленная кабина для инструктора, оснащенная системой дублированного управления танком.
Обучение стрельбе также проводится на учебном танке, специально оборудованном имитатором стрельбы типа «Талисси». В момент «выстрела» излучается лазерный импульс и одновременно подрывается пиропатрон, имитирующий его вспышку и дым. Лазерный импульс принимается фотоприемником цели. Ответ, полученный по радиоканалу, поступает в контрольно-вычислительный блок имитатора. При этом в стреляющем танке на табло блока высвечивается сигнал «Попадание», «Перелет» или «Недолет».
Специалисты ремонтной службы должны закреплять полученные на тренажерах навыки на учебных танках. Все эти тренажеры и учебные танки выпускаются специализированными фирмами.
«Леопард-2» под огнем противотанковых средств
Рассмотрев боевые характеристики танка «Леопард-2» оценим, что будет с ним под огнем уже существующих и перспективных противотанковых средств.
Одним из грозных представителей противотанкового вооружения остаются ПТУР, которые, в связи с появлением динамической защиты, оснащаются взрывательным устройством, обеспечивающим предконтактный подрыв первого заряда тандемной БЧ, например, ПТУР PARS 3MR, PARS 3LR, созданных фирмами Франции, Германии, Великобритании, Италии и др., объединенных в консорциум Euromissile. Из отечественных образцов можно отметить ПТУР «Корнет», но она имеет контактное взрывательное устройство и из-за неудачной компоновочной схемы (между предзарядом и основным зарядом тандемной БЧ размещен маршевый двигатель) не преодолевает ДЗ при попадании в верхнюю часть контейнера («ТиВ» №10, 1997 г.). При этом ПТУР, действующие по фронтальным фрагментам защиты танка «Леопард-2» с высокими значениями стойкости к воздействию кумулятивных средств, должны иметь тандемную БЧ с бронепробивным действием основного заряда не менее 1000 мм. Внимательный читатель заметит, что противокумулятивная стойкость фронтальных фрагментов танка «Леопард-2» составляет 850 мм, а бронепробиваемость основного заряда должна быть не менее 1000 мм. Почему? Превышение бронепробивного действия БЧ равная 150 мм необходима для надежного поражения основных агрегатов и экипажа внутри танка.
Стойкость основного бронирования лобовых фрагментов защиты танка «Леопард-2» к воздействию БПС составляет 700 мм. Следовательно, его поражение современными БПС можно достичь только при попадании в бортовые зоны.
В настоящее время тактика ведения боевых действий против бронетанковых соединений предусматривает поражение большого количества бронецелей ещё задолго до их подхода к линии боевого соприкосновения, т.е. когда они двигаются в колонне и совершают рассосредоточение для вступления в зону боевых действий. Этому тактическому замыслу отвечают новые управляемые и неуправляемые противотанковые боеприпасы, действие которых осуществляется как раз по слабобронированным зонам — по крыше и днищу.
Сегодня имеется ряд таких боеприпасов, которые доставляются авиацией, тактическими ракетами, артиллерией, РСЗО.
При толщине брони крыши и днища танка «Леопард-2» равной 20...80 мм достаточно наличия у кумулятивного боеприпаса бронепробивного действия равного 150...200 мм для пробития защиты и поражения агрегатов внутри танка. Бронепробиваемостью 150...200 мм, в основном, обладают неуправляемые кассетные кумулятивные элементы. Но для попадания в цель требуется большой расход этих боеприпасов, особенно если они доставляются с помощью авиации. Поэтому гораздо выгоднее (по критерию «эффективность — стоимость») использование в данном случае управляемых боеприпасов.
При создании управляемых боеприпасов чаще всего в их конструкции применяются кумулятивные БЧ с бронепробиваемостью 500...600 мм. Возникает вопрос, почему 500...600мм, а не 150...200 мм? При компоновке танка «Леопард-2» менее важные внутренние агрегаты экранируют более важные. По этой причине БЧ с бронепробиваемостью 500...600 мм позволяет надёжно пробить бронезащиту, экранирующие агрегаты и вывести из строя жизненно важные агрегаты. Другими словами, бронепробиваемость 500...600 мм позволяет поразить большое количество агрегатов внутри танка, находящихся на большом удалении от тыльной поверхности бронезащиты. Следовательно, управляемые боеприпасы с такой бронепробиваемостью будут надежно пробивать бронезащиту крыши танка «Леопард-2» и надежно поражать его внутренние агрегаты. Менее эффективно будет поражаться танк «Леопард-2» с помощью самоприцеливающихся боевых элементов, оснащённых БЧ на принципе ударного ядра, бронепробиваемость которых составляет 80... 120 мм, но обладающих значительным осколочным действием в заброневом объеме.
Тактике технические данные танков семейства «Леопард-2» |
||
«Леопард-2К» |
«Леопард-2А4» |
|
Экипаж, чел. |
4 |
4 |
Длина с пушкой вперед, м |
9,74 |
9,67 |
Длина корпуса, м |
7,73 |
7,72 |
Ширина с бортовыми экранами, м |
3,54 |
3,70 |
Высота по крыше башни, м |
2,49 |
2,48 |
Клиренс, м |
||
впереди |
0,54 |
0,54 |
сзади |
0,49 |
0,49 |
Боевая масса, т |
50,5 |
55,15 |
Удельное давление на грунт, кг/кв.см |
0,83 |
0,83 |
Максимальная скорость по шоссе, км/час |
68 |
72 |
Запас хода по шоссе, км |
550 |
— |
Емкость топливных баков, л |
1200 |
- |
Преодолеваемые препятствия: |
||
уклон |
60% |
60% |
высота стенки, м |
1,1 |
1.1 |
ширина траншеи, м |
3,0 |
3,0 |
глубина брода, м: |
||
без подготовки |
1,2 |
1,2 |
с предварительной подготовкой |
2,35 |
2,25 |
С ОПВТ |
- |
4,0 |