Михаил Никольский, Михаил Растопшин
История создания самого современного американского танка M1 «Абрамс» восходит в концу 50-х годов, когда на фирме Пасифик Кар Корпорейшн было разработано экспериментальное гусеничное шасси. Предполагалось, что шасси послужит основой для дизельного 30-тонного среднего танка Т95, вооруженного 105-мм пушкой во вращающейся башне, и 175-мм самоходной артиллерийской установки М107. Опытный танк был изготовлен в 1956 г., в 1957 г. на него установили башню от танка М48 с 90-мм орудием, в 1959 — более совершенную 105-мм башню от М60. В начале 60-х годов «экспериментаторы» добрались до моторно-силовой установки — 700-сильный дизель сменила газовая турбина. Танк подготовили к монтажу очередной башни, на сей раз с опытным орудием калибра 152 мм, однако стало очевидно, что базовая конструкция не рассчитана на столь радикальное нововведение, вызвавшее значительное превышение массы машины по сравнению с первоначальными тридцатью тоннами.
Новый импульс параллельной М60 танковой программе придал в 1963 г. министр обороны Роберт Макнамара — большой сторонник разного рода «единых» программ, самой известной из которых стала авантюра с разработкой общего для ВВС и ВМС США истребителя F-111. Будущий основной боевой танк МВТ-70 (Main Battle Tank — основной боевой танк 70-годов) предназначался для оснащения армий США и ФРГ. Строго говоря, общий НАТОвский танк — изобретение отнюдь не Макнамары: в 1956 г. Франция, Германия и Италия приняли программу создания единой боевой машины. Как и следовало ожидать, из-за различных тактических требований к танку, политических и экономических разногласий, каждая страна пошла своим путем: немцы сделали «Леопард-1», французы — АМХ-30, а итальянцы просто купили в США пару сотен М60А1. Пессимисты-реалисты по обе стороны океана предсказывали подобную судьбу детищу Макнамары, однако к ним не прислушались.
В МВТ-70 конструкторы внедрили массу технических новинок: гидропневматическую подвеску, уникальную систему управления огнем, мощное бронирование. Как следствие — стоимость серийного экземпляра (в случае развертывания массового производства) крутилась в районе 1 млн. долл. Более наглядно дороговизну танка показывает сравнение его цены с ценой массовых послевоенных американских танков, приведенной к «общему знаменателю» - курсу доллара в 1945 г.: МВТ-70 — 475 000 долл., М60А1 — 154 000, М26 — 109 000.
МВТ-70 вышел на испытания в очень неподходящее время; конец 60-х годов из-за войны во Вьетнаме ознаменовался в США резкими антивоенными настроениями: под давлением общественности Конгресс пересмотрел ряд программ разработки новой техники в сторону сокращения из-за их дороговизны. МВТ-70 посчитали слишком дорогим и сложным, кроме того, эпоха Макнамары окончилась, и многие его начинания были преданы анафеме. Разбор судьбы МВТ-70, весьма неординарной машины, выходит за рамки данной статьи, однако уместно заметить, что дороговизна этого танка — аргумент весьма относительный — ХМ-803, преемник МВТ-70, в ценах 1945 г. тоже получался не дешевым — 309 000 долл. А венец эпопеи «основного боевого танка 70-х годов» — M1 «Абрамс», который задумывался как упрощенный вариант ХМ-803, по своей стоимости далеко «переплюнул» своих прародителей.