ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ М1А2
В середине 90-х годов фирма Дженерал Дайнемикс Лэнд Системз и автобронетанковое управление армии США предложили несколько концепций дальнейшего развития М1. Общим для всех проектов является установка вместо башни дистанционно управляемого орудия с прикрытой броней казенной частью, что позволяет резко уменьшить высоту танка и снизить его массу. В качестве основного вооружения рассматриваются существующая 120-мм гладкоствольная пушка и перспективные электромагнитные орудия различных калибров. Экипаж перспективного танка может быть уменьшен до двух человек за счет установки автомата заряжения и автоматизации при наведения орудия. За счет сэкономленной на отказе от башни массе предусматривается увеличить толщину брони, доведя ее в лобовой части корпуса до эквивалента 1000 мм стальной бронеплиты и оснастить танк встроенной динамической защитой.

Подвеска танка, по-видимому, будет активной, или электромеханической, или гидропневматической. Испытания гидропневматической подвески проводились в 1987—1989 гг. на двух специально переоборудованных танках (один из них был самый первый прототип Крайслер ХМ1). Надежность ходовой части танка значительно возросла, в среднем отказ по ходовой части появлялся после 1600 км пробега, а ее расчетный срок службы определили в 10.000 км.
Количество дымовых гранатометов планируется увеличить до 80, все они будут расположены внутри танка.
| По сообщениям американской печати, этот «Абрамс» пал жертвой своих же противотанковых средств, однако по мнению ряда экспертов не исключена работа иракских Т-72 | ![]() |
|
М1А1 в ходе операции «Буря в пустыне» |
![]() |
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ МАШИНЫ НА БАЗЕ M1
В частном порядке фирма Дженерал Дайнемикс Лэнд Системз спроектировала и изготовила мостоукладчик и БРЭМ на шасси танка «Абрамс». БРЭМ предназначалась для замены в танковых батальонах, вооруженных «Абрамсами» ремонтно-эвакуационных машин М88, которые по своим ходовым качествам не всегда могли сопровождать боевые подразделения. БРЭМ на шасси «Абрамса» в серийное производство не передавалась по причине ограниченного финансирования закупок бронетанковой техники. Армия предпочла модернизировать М88. Мостоукладчик на шасси «Абрамса» с западногерманским мостом «Легоун» принят на вооружение армии США, грузоподъемность моста 70 т.
Первыми получателями «Абрамсов» стали американские бронетанковые части, дислоцированные в Западной Германии. В июле 1981 г. в ФРГ генерал-майор Болл, ответственный со стороны Пентагона за программу М1, сформировал учебный центр для обучения личного состава эксплуатации и обслуживанию новой техники. Основной единицей бронетанковых войск США является батальон, состоящий из четырех рот танков М1 «Абрамс» по 14 машин в каждой. В механизированную дивизию входят пять танковых батальонов, в бронекавалерийскую — шесть. В Европу традиционно отправлялись самые новые модели «Абрамсов», к примеру, в 1989 г. в континентальной части США лишь 3-й бронекавалерийский полк имел на вооружении М1А1, остальные танки этой модификации находились в ФРГ. Одним из первых танки М1 в 1983 г. получил дислоцировавшийся в ФРГ бронекавалерийский батальон 1-11, которым командовал полковник Джон Абрамс — один из сыновей Крейтона Абрамса.
«Европейские» «Абрамсы» неоднократно принимали участие в «Олимпийских играх» НАТО'вских танкистов на приз Канадской армии, показывая весьма неоднозначные результаты в очных соревнованиях со своим главным конкурентом — немецким «Леопардом-2». Так, в 1985 г. «Абрамс», впервые участвовавший в Кэнэдиен Трофи, занял второе место. В 1987 г. взводы, выступавшие на М1, заняли первое и третье места, зато на следующих соревнованиях 1989 г. экипажи новейших М1А1 не поднялись выше седьмого места. Провалились на САТ'89 «Абрамсы» из-за системы управления огнем, точнее — отсутствия панорамного прицела командира. Американские экипажи оказались первыми в ночных стрельбах, но с треском проиграли «Леопардам-2» упражнения по скоростному поражению целей. Командиры немецких танков отыскивали мишени гораздо быстрее, передавали цель наводчику, после чего, не дожидаясь выстрела, продолжали поиск очередных целей. Весь цикл обнаружение-поражение занимал в два раза меньше времени, чем на американских танках. В 1991 г. «Абрамсы» в «Олимпийских играх» почему-то участия не приняли.