Американцы много усилий приложили, чтобы начать экспорт «Абрамсов» в третьи страны, союзные США. Первой такой попыткой стал конкурс 1981 г. на основной боевой танк для армии Швейцарии, который М1 проиграл «Леопарду-2». Как отмечалось выше, первой страной, закупившей «Абрамс» стал Египет. Конкурса, как такового не проводилось — танки для армии АРЕ должны были закупаться на деньги, предоставляемые США в рамках безвозмездной военной помощи; понятно какие танки «посоветовали» американцы египтянам. Поставки танков М1А2 в Кувейт (в 1992 г. заказано 218 экземпляров) и Саудовскую Аравию (в 1992 г. заказано 315 машин) также больше связаны с политикой. Все очные соревнования, в которых приоритет отдавался технике, а не политике, «Абрамс» упорно проигрывал «Леопарду-2», так было в Швейцарии, в Швеции. В настоящее время проводится тендер на поставку танков в Турцию, в котором принимают участие М1А2, «Леопард-2», украинский Т-84. И опять, больше всего шансов у немецкой машины. Особняком стоит конкурс на танк для английской армии, в котором конкурировали «Челленджер», «Абрамс» и «Леопард». Соревнования эти понадобились правительству Тэтчер только для того, чтобы подстегнуть собственных танкостроителей, «зажиревших» в отсутствии соперников.
Самой известной войной, в которой принимали участие «Абрамсы» стала «Буря в Пустыне». Как известно, события в Заливе начались летом 1990 г. с вторжения Ирака в Кувейт. США и их союзники при молчаливой поддержке тогдашнего руководства СССР решили устроить показательную порку Саддаму Хуссейну. Сосредоточение американских войск в районе Персидского залива началось уже в августе. В конце августа — начале сентября из США морем была переброшена 24-я механизированная дивизия, на вооружении которой находились танки М1. Эта дивизия готовилась к ведению боевых действий в условиях пустыни, поэтому ее и отправили первой. Командующий миротворческими силами Норман Шварцкопф посчитал необходимым усилить свои войска лучшими бронетанковыми соединениями, дислоцированными в Европе — знаменитой 1-й бронекавалерийской и 3-й танковой дивизий, а также другими соединениями 7-го армейского корпуса (2-й бронекавалерийский полк, 1-я танковая, 1-я пехотная дивизии). На вооружении танковых и механизированных батальонов корпуса состояли новейшие М1А1 со 120-мм пушками. Часть танков была оснащена урановой броней. Всего в Заливе американцы сосредоточили примерно 2000 танков «Абрамс», 1233 из которых были М1А1НА с урановой броней. До начала сухопутной операции «Абрамсы» привлекались к патрулированию саудовско-кувейтской границы.
Вторжение в Кувейт началось 24 февраля 1991 г., когда танкисты 1-й кавалерийской дивизии прорвали иракскую оборону. Во второй половине дня в бой были введены танки 3-й дивизии. Американцы наносили удар в северо-восточном направлении. Боевые действия продолжались всего пять дней, в ходе этого блицкрига неоднократно происходили танковые бои, где «Абрамсы» мерились силами с иракскими Т-59, Т-62 и Т-72. Информация о результатах этих боев крайне противоречива; то, что опубликовано на Западе о результативности экипажей «Абрамсов» весьма напоминает сказки 1001 и ночи. Хотя бы потому, что воздается хвала тепловизионным прицелам «Абрамсов», с помощью которых бравые янки расстреливали «семьдесятдвойки» на дистанциях порядка 3 км. В той же западной прессе (правда, через десять лет после войны) отмечалось, что обзорно-прицельные системы боевых вертолетов АН-64А «Апач» работали крайне ненадежно (экипажи летали в очках ночного видения), а дальность, на которой было возможно определить тип цели не превышала 2000 м. Даже на этой дальности летчики умудрились поражать ракетами не только иракскую бронетехнику, но и всякие «Абрамсы» - «Брэдли». Стоит отметить, что система TADS вертолета «Апач» построена на тех же физических принципах, что и прицел GPS танка «Абрамс», только сложнее и совершенней, да и работает в несколько более комфортных условиях (на высоте 30 м пыли все-таки меньше, чем у самой земли). Речь о ночных системах здесь идет не спроста — дым от горящих нефтяных полей, песчаные бури и пыль от бронетехники очень сильно ограничивали видимость в светлое время суток. Экипажи вертолетов летали в очках ночного видения и днем и ночью, а наводчики «Абрамсов» вынуждены были постоянно пользоваться тепловизионным каналом GPS.
Конечно, и у экипажей Т-72 не было никакого тепловизионного прицела, однако если принять, что дистанции реального боя завышены в два раза (что весьма вероятно), то командиры «семьдесятдвоек» вполне могли использовать преимущества своих танков — наличие независимого от наводчика оптического прицела и автомата заряжения. В любом случае данные о 18 подбитых «Абрамсах» (девять — от огня «дружественной» техники, вроде вертолетов «Апач», девять — на минах; все остались ремонтопригодными) против нескольких сот уничтоженных иракских Т-55, Т-62, Т-59, Т-69 и Т-72 вряд ли соответствуют действительности.
В 1993 г. четыре «Абрамса» (М1А1) доставили в Сомали, где они в рамках миротворческой операции ООН «Возрождение надежды» должны были устрашать туземных жителей. В бою за все время операции танки использовались единственный раз — 7 января 1994 г. они огнем и броней поддерживали атаку на укрепленный пункт сепаратистов Мишеля Айдида.
Танки «Абрамс» задействованы в составе миротворческих сил на территории бывшей Югославии.
|
ХМ1 (Дженерал Моторс) |
ХМ1 (Крайслер) |
М1 |
М1А1 |
Боевая масса т |
52,6 |
52,6 |
54,5 |
55,9 |
Масса пустого, т |
51,97 |
|||
Размеры, м: |
||||
длина с пушкой вперёд |
9,78 |
9,83 |
||
длина без пушки |
7,62 |
7,80 |
||
ширина максимальная |
3,66 |
3,56 |
3,65 |
3,65 |
высота по крыше башни |
2.41 |
2.41 |
2,37 |
2,37 |
высота по командирской башенке |
2,89 |
2,89 |
||
Клиренс, м |
0,48 |
0,48 |
||
Мощность двигателя л.с. |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
Удельная мощность, л.с./т |
28,5 |
28.5 |
||
Емкость топливных баков, л |
1880 |
1880 |
||
Максимальная скорость км/ч |
77,2 |
72,5 |
72 |
66 |
Запас хода по шоссе км |
496 |
440 |
||
Преодолеваемые препятствия: |
||||
высота стенки, м |
1,25 |
1,07 |
||
ширина траншеи, м |
2,75 |
2,75 |
||
глубина брода без подготовки, м |
1,22 |
1,22 |
||
Калибр орудия, мм |
105 |
105 |
105 |
120 |
Экипаж, чел. |
4 |
4 |
4 |
4 |