Предыдущая Оглавление Следующая

M41018.jpg M41019.jpg

ЗСУ М42А1 «Дастер»

БТР Т18Е1

Боевые машины на базе танка М41«Уолкер Бульдог»

При проектировании танка «Уолкер бульдог» изначально предусматривалась разработка на его базе целого семейства гусеничных машин различного назначения.

ЗСУ М42 «Дастер»

Разработка зенитной установки под шифром Т141 началась в 1950 г. Самоходка была принята на вооружение армии США в 1953 г. Корпус танка подвергся серьезной переделке, его задняя часть практически не изменилась, в то время как передняя и средняя практически спроектированы заново в прежних размерениях.

В передней части корпуса ЗСУ «Дастер» расположено отделение управления, увеличенного по сравнению с танком объема, в котором находятся места механика-водителя и командира; механик-водитель располагается слева от оси машины, командир — справа. Лобовой лист корпуса установлен под меньшим наклоном к вертикали, чем у танка М41; в крыше лобовой части корпуса имеются два больших овальных люка для доступа в машину механика-водителя и командира, в наклонном бронелисте корпуса сделан большой прямоугольный люк, который предназначен, в первую очередь, для загрузки боекомплекта в машину. В центре корпуса монтируется открытая сверху башня кругового вращения М19. В башне установлено основное вооружение ЗСУ — две 40-мм автоматические пушки Бофорс М2А1, выпускавшиеся в США по шведской лицензии; скорострельность пушек — 240 выстрелов в минуту. На стволах установлены пламегасители. Углы наведения пушек в вертикальной плоскости — от -5° до +85°, наведение — ручное. В передней части башни имеется корытообразный щит и перемещающийся в вертикальной плоскости вместе с орудиями бронещиток. Наведение пушек осуществляется с помощью оптического прицела и баллистического вычислителя М38, вычислитель расположен справа от пушек. Заряжались пушки вручную кассетами по четыре снаряда в каждом, основная часть боекомплекта размещалась в специальных ящиках по бортам машины, в бортовом контейнере размещались также запасные стволы орудий. Суммарный боекомплект — 100 кассет или 400 снарядов, экипажи машин нередко увеличивали боезапас, размещая снаряды, где только возможно, в том числе и на внутренних и наружных стенках башни. Для самообороны имеется установленный в кормовой части башни пулемет калибра 7,62 мм или 12,7 мм.

В башне находятся два члена экипажа, сиденье наводчика установлено слева от пушек, заряжающего — справа.

Ходовая часть ЗСУ осталась неизменной по сравнению с исходным образцом. Силовая установка ЗСУ М42 аналогична двигательным установкам танков М41 и М41А , с 1956 г. на самоходках стали ставить двигатели непосредственного впрыска AOS-895-5, после чего обозначение изменилось на М42А1.

В середине 50-х годов был изготовлен опытный образец ЗСУ «Дастер» с РЛС управления огнем Т50.

Бронетранспортер М75

Бронетранспортер М75 разработан на базе танка М41 с учетом опыта, полученного при создании гусеничных БТР М39 (на базе истребителя танков М18) и М44 (на базе танка М24). Прототип бронетранспортера под обозначением Т18 был представлен на испытания в конце 1950 г. Сварной из катаных бронелистов толщиной 16 мм корпус машины спроектирован заново. Двигательная установка, аналогичная используемой на танках «Уолкер Бульдог», перенесена в переднюю правую часть корпуса. Место механика-водителя расположено слева от двигателя, в наклонном бронелисте корпуса имеется круглый люк механика-водителя, перед люком установлено три перископических наблюдательных прибора. Сиденье командира установлено по оси машины непосредственно за двигателем, в крыше корпуса над сиденьем командира имеется командирская башенка, для наблюдения за местностью установлено три перископа. Кормовую часть бронетранспортера занимает десантное отделение, рассчитанное на перевозку 11 солдат с полным вооружением. Доступ в десантное отделение обеспечивается через двери в вертикальном кормовом бронелисте или большие двустворчатые прямоугольные люки в крыше корпуса. В десантном отделении отсутствуют какие бы то ни было амбразуры для стрельбы из личного оружия или смотровые приборы; наблюдение за местностью и стрельба могут вестись только при открытых верхних люках. Ходовая часть несколько изменена из-за перемещения двигателя в переднюю часть корпуса: ведущие колеса установлены спереди, ленивцы — сзади.

Первоначальным проектом установка пулеметного вооружения на БТР Т18 не предусматривалась, но уже в ходе испытаний по бортам корпуса в районе места командира смонтировали дистанционно управляемую установку из двух пулеметов, отрабатывались варианты установки с пулеметами 7,62 мм и 12,7 мм. Приводы наведения пулеметов — электрогидравлические, сектор наведения по горизонту — 220°. Наводить пулеметы можно было как по одиночке, так и одновременно. На опытном бронетранспортере Т18Е1 вместо бортовых пулеметных контейнеров два дистанционно-управляемых 12,7-мм пулемета ставились непосредственно на командирскую башенку. Штатным вариантом вооружения стал один 12,7-мм пулемет на шкворневой установке перед командирской башенкой.

Испытания различных вариантов опытных бронетранспортеров Т18 завершились в 1952 г., машину приняли на вооружение армии США под обозначением М75.

Экспериментальные боевые машины на основе БТР М75

На основе бронетранспортера было разработано три самоходных миномета: 81-мм, 105-мм и 4,2-дюймовый. Минометы ставились в боевом отделении, часть крыши корпуса над которым демонтировалась. Испытывались варианты БТР с опорными катками большего диаметра и корпусом с расположенными под углом к вертикали бронелистами. В серийное производство ни один экспериментальный бронетранспортер не передавался.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz