Предыдущая Оглавление Следующая

Башня кругового вращения установлена в средней части корпуса. По сравнению с башней танка М48, башня танка М60 претерпела минимальные изменения, связанные с установкой новой пушки и командирской башенки. Важным нововведением стала замена стереоскопического дальномера на монокулярный оптический М17 с 10-кратным увеличением, работающий по принципу совмещения изображений; база дальномера — 200 см. Дальность измерения до цели дальномером М17 — 500-4000 м; корпус прицела-дальномера связан с орудием параллелограммным механизмом. Казенная часть орудия соединена со стволом секторной резьбой, обеспечивающей быструю замену ствола в полевых условиях. В средней части ствола орудия установлен эжектор для удаления пороховых газов после выстрела, дульный тормоз отсутствует. Углы вертикального наведения пушки — от -10° до +20°. Слева от орудия, в маске пушки, смонтирован 12,7-мм пулемет М85, пулемет М73 калибра 7,62 мм установлен в командирской башенке (углы вертикального наведения пулемета от -15 до +60°). Боекомплект включает 63 унитарных 105-мм выстрела (26 выстрелов размещаются в отделении управления, 37 — в боевом отделении), 1050 патронов к 12,7-мм пулемету и 5500 патронов винтовочного калибра. Приводы разворота башни и наведения орудия в вертикальной плоскости электрогидравлические, максимальная скорость разворота башни — 24 град/с, скорость наведения пушки в вертикальной плоскости — 4 град/с. Привод разворота командирской башенки ручной.

Обзор по горизонту командиру обеспечивают восемь скошенных стеклоблоков М41, установленных по периметру командирской башенки. В командирской башенке имеются пулеметный прицел М71-28С и прибор наблюдения М34, взаимозаменяемый с активным ИК прибором ночного видения М36. Подсветка инфракрасных приборов ночного видения осуществляется многоцелевым (ИК и видимого спектра) высокоинтенсивным ксеноновым газоразрядным прожектором AN/VSS-1, смонтированным на маске пушки. У наводчика установлены перископический прицел М31 и вспомогательный телескопический прицел М105; оба прицела имеют кратность увеличения 1х и 8х. Наведение спаренного с пушкой 12,7-мм пулемета осуществляется посредством прицела М44. Работа наводчика, по сравнению с танком М48, облегчена за счет двойной градуировки сеток всех трех прицелов, рассчитанных на использование двух разных типов боеприпасов — можно было вести огонь, не пользуясь таблицей поправок, учитывающей разницу в массе снарядов. Один призменный наблюдательный прибор кругового вращения М27 имеется у заряжающего.

В моторно-трансмиссионном отделении установлен 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель AVDS-1790-А2 воздушного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом; мощность дизеля — 750 л.с. Трансмиссия CD850-6A имеет две передачи переднего хода и одну заднего. Двигатель смонтирован в едином блоке с трансмиссией, системой охлаждения и масляной системой. Моторно-трансмиссионный блок установлен вдоль корпуса. Суммарная емкость топливных баков составляет 1420 л. Все баки расположены в забронированном объеме.

M60005.jpg

M60A1 на полигоне в Западной Германии

Ходовая часть танка выполнена по шестиопорной схеме с задним расположением ведущих колес. Моноторсионы индивидуальной подвески установлены внутри корпуса на всю его ширину; на 1-м, 2-м и 6-м узлах подвески опорных катков монтируются телескопические гидроамортизаторы одностороннего действия без компенсационных камер. Кроме того, на первом и шестом узлах имеются пружинные ограничители хода балансиров. Динамический ход опорных катков — 206 мм. Опорные катки двускатные, обрезиненные, имеют съемные диски и ступицы из алюминиевого сплава; катки взаимозаменяемы с направляющими колесами. Поддерживающие катки (по три на борт) также имеют обрезинку. Ведущие колеса — со стальными съемными зубчатыми венцами. Гусеницы шириной 710 мм — с полностью обрезиненными траками Т-97 и резинометаллическими шарнирами. Ресурс гусениц по пробегу составляет 1500-2000 км.

Радиооборудование танка включает одну УКВ радиостанцию AN/GRC-3 (или AN/GRC-4, 5, 6, 7 или 8), обеспечивающую устойчивую связь в радиусе 32-40 км, и танковое переговорное устройство AN/V1A-4 (так в тексте, прим. ВВС) с гнездом подключения полевого телефона. Кроме того, на М60 могла устанавливаться рация, работающая в диапазоне частот, используемом авиацией.

Танк оснащался автоматизированной системой пожаротушения и фильтровентиляционной установкой Е37Р1.

М60А1

Первый вариант М60 представлял собой определенный компромисс между требованием увеличения защищенности и сроками принятия на вооружение; исследования показывали, что бронезащита башни М48 неспособна противостоять снарядам 100-мм советской танковой пушки.

Сказавши «А» (новый корпус), требовалось сказать и «Б» (новая башня). Лучшая снарядостойкость башни новой конструкции обеспечивалась не только более толстой броней, доведенной в лобовой части до 180 мм, но и лучшей баллистической формой. Башня получилась большей по размерам, чем башня М48, что отражает извечную тягу американцев к «улучшению условий обитаемости». Среди других нововведений: замена рулевого колеса механика-водителя Т-образным рулем мотоциклетного типа, установка у заряжающего инфракрасного прибора наблюдения.

Танки с новой башней были запущены в серийное производство под обозначением М60А1; общий погон старой и новой башен позволил провести смену моделей на сборочной линии безболезненно. Серийное производство М60А1 началось в 1962 г. 200 танков данной модификации было изготовлено в Италии по лицензии фирмой ОТО Мелара.

В конце 60-х годов командование армии США в ответ на появление новых советских танков (Т-62, Т-64) приняло трехступенчатую программу модернизации танков М60А1.

М60А1 (AOS)

Начиная с 1971 г. на танки М60А1 стали устанавливать двухплоскостную систему стабилизации орудия (Add-On Stabilization) фирм Кадиллак Гейдж и Ханиуэлл, новые гусеницы с траками Т-142, имеющие восьмиугольные резиновые асфальтоходные подушки (ресурс гусениц с траками Т-142 составляет 5-6 тыс.км). Несмотря на наличие стабилизатора пушки, возможность ведения прицельного огня из пушки с ходу танком М60А1 (AOS) практически исключается из-за наличия механической связи прицела-дальномера с орудием.

М60А1 (RISE)

Очередной этап модернизационной программы начался в 1974 г.

Усовершенствованию подверглась силовая установка танка и электрооборудование. Целью модернизации по программе RISE (Reliability Improved Selected Eqipmenf) являлось увеличение надежности систем и агрегатов. Новый вариант дизеля — AVDS-1790-2D — имел, кроме того, больший ресурс. После замены 300-амперного электростартера на 650-амперный, дизель получил обозначение AVDS-1790-2C. В вариант М60А1 (RISE) переоборудовались машины модели М60А1 (AOS).

Предыдущая Оглавление Следующая