![]() |
![]() |
Типичная джонка, использовавшаяся вьетконговцами для перевозки оружия и боеприпасов | Патрульный катер типа PCF ("Свифт») |
Самоуверенные янки совершенно не учли опыт французов. Войне на водах они не придали особого значения — первую заметную операцию (не считая, конечно, действий авианосцев) американцы провели только 16 февраля 1965 г., причем флот в ней участия не принимал. Армейские вертолеты в заливе Вангро, недалеко от Нятранга, засекли замаскированный траулер, стоявший на якоре. Дабы избежать потопления, судну пришлось выброситься на берег. Согласно спешно разработанному плану, в залив предполагалось спешно перебросить южновьетнамскую пехоту на южновьетнамских же кораблях. Однако из-за несогласованных действий и взаимных препирательств командиров, южновьетнамцы появились в заливе только спустя двое суток. За это время вьетконговцы успели почти полностью разгрузить траулер и эвакуировать оружие, медикаменты и снаряжение из опасного района. Таким образом, 18 февраля южновьетнамцам в заливе делать было уже нечего. Добыча «уплыла».
Этот случай стал последней каплей, переполнившей чашу терпения американского главкома в Индокитае генерала Уэстморленда; 3 марта он созвал совещание, на котором устроил разнос местным американским флотоводцам. «Почему столь многочисленный флот ничего не может сделать с партизанскими перевозками?» Все операции в прибрежной зоне отныне должны были выполнять корабли ВМС США.
Рекомендации совещания стали претворяться в жизнь немедленно. Уже 16 марта на патрулирование вод вблизи границы с ДРВ вышли эсминцы DD 806 «Хигби» и DD 666 «Блэк». С воздуха патрулирование проводили самолеты авиации флота Р-2V, базировавшиеся на авиабазе Тан Сон Нат. Неделей позже, 24 марта, действия по пресечению каботажных перевозок получили наименование «Операция Маркет Плэйс». В апреле в операции принимали участие 28 боевых кораблей оперативной группы «Тэск Форс 71», в которую входили эсминцы и 36 патрульных катеров типа PCF («Свифт»). Последние пользовались большой популярностью у личного состава. «Свифты» адаптировали под вьетнамские требования из гражданских катеров, которые использовались в Мексиканском заливе для доставки людей и грузов на нефтяные платформы. Алюминиевые катера длиной 15 метров под двумя 475-сильными дизелями развивали скорость до 25 узлов и были вооружены спаренным 12,7-мм пулеметом на крыше рубки и еще одним пулеметом такого же калибра, установленным на одной тумбе с 81-мм минометом в кормовой части палубы катера. Экипаж катера состоял из командира, пяти матросов и вьетнамца-переводчика. Обеспечивали действия «Свифтов» десантные корабли LST, переделанные в плавбазы катеров.
Береговая охрана США отрядила в «Тэск Форс 71» семнадцать 82-футовых патрульных катеров WPB (всепогодные патрульные катера). Длина корпуса WPB — 25 м, его 800-сильный дизель позволял развивать на спокойной воде скорость в 18 узлов. В отличие от полностью алюминиевых PCF, из «крылатого металла» на WPB изготовлены были только надстройки, корпус катера — стальной. Экипаж — 11 человек, вооружение — четыре 12,7-мм пулемета и еще один такой же пулемет, установленный на одной тумбе с 81-мм минометом. Катера Береговой охраны прикрывали наиболее опасные участки - вблизи 17-й параллели (12-й дивизион) и границы с Камбоджой (11-й дивизион). Формально до августа 1964 г. «Тэск Форс 71» подчинялось командованию Тихоокеанского флота США, с августа — непосредственно генералу Уэстморленду, тогда же «Тэск Форс 71» поменяла номер на «115».
Несмотря на отдельные успехи, такие как перехват эсминцем DD 761 «Бак» джонки с оружием, эффективность действий флота возросла незначительно. На отсутствие результатов обратил свое внимание в ходе поездки на театр военных действий министр обороны США Роберт Макнамара. После этой поездки количество «Свифтов» возросло до 44. Основными базами «Тэск Форс 115» стали Кам Рань, Куй Нон и Ванг Тау. Пункты базирования имелись по всему побережью Южного Вьетнама.
Прибрежные районы разбили на девять патрульных зон шириной 40 миль и длиной 80-120 миль каждая. В каждой зоне постоянно дежурили патрульные катера и эсминцы. Иногда эсминцы заменяли тральщиками. Летом 1965 года «Тэск Форс 115» опять усилили, доведя количество «Свифтов» до 84, a WPB до 26, что позволило организовать третий — 13-й дивизион катеров WPB. «Свифты» были сведены в шесть дивизионов. Максимальное количество катеров, входивших в 115-ю оперативную группу, достигало 144.
Обычно в каждой зоне патрулировал эсминец или тральщик типа «Эджайл» и дивизион из четырех «Свифтов», причем катера действовали индивидуально, каждый в своем районе.
Наиболее лакомую добычу для патрульных сил ВМС США представляли 100-тонные траулеры 125-й морской транспортной группы вооруженных сил ДРВ. Эти суда были наиболее крупными транспортами, доставлявшими грузы в Южный Вьетнам. Наибольших успехов в перехвате траулеров добились корабли Береговой охраны США. В мае 1966 г. катер «Пойнт Грей» (WPB 82324) перехватил такое судно в районе полуострова Kay May. Траулер выбросился на берег. Десантная партия с WPB, попытавшаяся высадиться на судно, была встречена автоматным огнем. На помощь «Пойнт Грей» оперативно пришел «Пойнт Кипресс» (WPB 82326). Катера огнем своих крупнокалиберных пулеметов подожгли северовьетнамское судно Это был реванш за Вангро.
Месяц спустя, 20 июня, «Пойнт Легю» (WPB 82304) обнаружил траулер в районе Ванг Тау. При попытке приблизиться к судну катер подвергся обстрелу. Завязалась перестрелка. С подходом еще двух катеров «Пойнт Слокам» (WPB 82313) и «Пойнт Гудзон» (WPB 82322) траулер удалось взять на абордаж. Судно отбуксировали в порт Ванг Тау; Вьет Конг не досчитался нескольких тонн оружия, боеприпасов и медикаментов. Два потерянных за один месяц траулера снизили активность перевозок коммунистов на прибрежных маршрутах.
Некоторое разнообразие в рутинный досмотр джонок рыбаков и «мирных» контрабандистов внесли американские летчики. В августе 1966 г. патрульный самолет обнаружил в ночной темноте подозрительное судно. Летчики атаковали незнакомца и заставили его выброситься на берег. Результаты обстрела — двое убитых, трое раненых. Как выяснилось, незнакомцем оказался WPB 82330 «Пойнт Уэлкем». Тяжело поврежденный катер пришлось отбуксировать на ремонт в Да Нанг.
Год 1966 стал переломным. До 1966 года примерно три четверти грузов для отрядов Вьет Конга доставлялись морем, после — всего 10%. О напряженной работе экипажей «Свифтов» и WPB говорит тот факт, что в среднем в 1966 году ежемесячно досматривалось порядка 16000 джонок, более чем по 100 на каждый патрульный катер. Кроме чисто патрульных операций, катера привлекались к обеспечению действий сил специальных операций (в том числе и на реках), обстреливали из бортового оружия подозрительные места побережья.