ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТАНКИ И ТАНКЕТКИ
Танкетка ТК-3
Хотя Польша приобрела лицензию на производство танкетки "Карден-Лойд" Mk.VI, но строить ее у себя по английскому образцу не стали. На основе тщательных испытаний английской машины было решено сконструировать улучшенный образец. Проектирование поручили КБ бронетанковых сил Военного института технических исследований (WIBI). Вел проектные работы майор-инженер Т. Тжечяк при участии Э. Каркоза и Э. Габиха. На основе их проекта в 1930 году было изготовлено два опытных образца, отличавшихся способом размещения двигателя "Ford A" мощностью 40 л. с. и трехскоростной коробки передач. По сравнению с танкеткой "Карден-Лойд" опытные машины, названные ТК-1 и ТК-2 или танкетки обр. 1930 года, получили улучшенную подвеску, электростартер и пр. Траки из марганцовистой стали позволили снизить их износ и увеличить надежность ходовой части. Вооружены они были 7,92-мм пулеметом "Браунинг", который мог быть снят со своего места в лобовом щите и установлен на наружном штыре, что позволяло вести огонь по самолетам. Танкетки имели массу 1,75 т, броню толщиной 6-8 мм, скорость 45 км/ч, запас хода 150 км. Экипаж - 2 человека.
Кстати о названии. ТК считали первыми буквами фамилий конструкторов. Но, скорее всего, это простое сокращение слова "Танкетка". На первых порах они относились к "малым безбашенным танкам". Потом уже серийные машины назывались "разведывательными танками".
В 1931 году завод "Урсус" в Варшаве изготовил образец ТК-3, теперь уже имевший полное бронирование. 14 июля 1931 г. под обозначением "ТК обр. 1931 года" он был принят на вооружение. Еще до испытания прототипа 24 февраля было заказано изготовление 40 танкеток, производство которых началось летом 1931 года на PZInz. До 1934 года было построено около 280 единиц (в 1931 году - 40, в 1932 году - 90, в 1933 году - 120 и в 1934 году - 30).
Масса ТК-3 (или просто ТК) - 2,43 т, вооружение - один 7,92-мм пулемет "Браунинг" или обр. 1925 года (боекомплект - 1500 и 1200 патронов, соответственно). Бронирование на заклепках из катаных листов толщиной 6-8 мм (лоб, борта). Крыша - 3-4 мм, днище - 4-7 мм. Двигатель - "Ford А" мощностью 40 л. с. обеспечивал танкетке скорость 45 км/ч, при дальности хода 150 км (запас горючего - 60 л). Среднее удельное давление - 0,56 кг/см2. Преодолеваемые препятствия: подъем - 37°, ров - 1,2 м, брод - 0,5 м.
![]() |
![]() |
![]() |
Танкетка ТК-3 |
Как только в Польше был налажен выпуск двигателя "Fiat 122" ("Польский Фиат" 122ВС) мощностью 46 л. с. решено было ставить его на ТК-3. В 1933 году изготовлены два прототипа TKF, а затем выпущена малая серия из 16 TKF, ничем, кроме двигателя, от ТК-3 не отличавшихся.
Большим недостатком танкеток был малый угол обстрела установленного в лобовом щите корпуса пулемета. Вывод напрашивался сам собой - установить на машину башню кругового вращения. Этим занялось КБ Бронетанковых войск WIBI. В 1933 году прототип TKW (W - от слова wieza - башня) проходил испытания. Высота корпуса ТК-3 была снижена и переделано боевое отделение. Для водителя пришлось установить броневой колпак с люком в его крыше. В ней устанавливался перископ конструкции Р. Гундляха (позднее в английской армии он получил обозначение Mk.IV). В башне новой конструкции помещался 7,92-мм пулемет обр. 1930 года. Испытания показали недостаточный обзор из танкетки и неудовлетворительную вентиляцию. При длительной стрельбе стрелок буквально задыхался от пороховых газов.
Новый прототип получил башню улучшенной конструкции со специальным вентиляционным ходом, защищенным бронеколпаком. По новому была сконструирована установка пулемета "Гочкисс" калибра 7,92 мм.
Всего в 1933-1934 гг. построили шесть TKW обоих вариантов. Предпочтение было отдано легкому танку PZInz.140.
Боевая масса TKW - 2,8 т. Двигатель - "Польский Фиат"122ВС.
В качестве эксперимента на одной танкетке ТК-3 установили вместо пулемета 20-мм автоматическую пушку "Эрликон". Эксперимент оказался неудачным.
База ТК-3 послужила также для изготовления САУ TKD (D - от dzialo - пушка).
![]() |
![]() |
![]() |
ТК-1 |
ТК-2 |
ТК-3 |