Средний танк 20/25ТР
В Польше также была предпринята попытка создать свой собственный средний танк. Первые прикидки были сделаны даже в начале 20-х годов. Более серьезно этим занялись в 30-е годы. Тогда КБ PZInz. разработало три варианта среднего танка, получившего неофициальное название 20/25ТР. В общем они напоминали по компоновке английский средний танк 1928 года "Виккерс - 16 тонн" (иначе А6Е1). Вооружение - 40-, 47- или даже 75-мм орудие предполагалось установить в башне, а два пулемета - в маленьких башенках перед ней. Толщина брони достигала 50-60 мм для разных вариантов, а скорость - 45 км/ч.
Средний танк 25ТР
Дальше проектов дело не пошло.
Средний танк "преследования" 14ТР
Ввиду неудач с колесно-гусеничными танками 10ТР было решено разработать другой крейсерский танк (чисто гусеничный) 14ТР. Экономию веса в результате отказа от двойного движителя направили на усиление защиты (до 50 мм толщины). Проект 14ТР завершили в конце 1938 года. Однако для танка массой 14 т не было двигателя - для такой машины с проектной скоростью 50 км/ч требовался двигатель мощностью 300-400 л. с. В КБ PZInz. готовили такой двигатель, но до его завершения было еще очень далеко. Предполагалось даже установить немецкий двигатель фирмы "Майбах" HL108.
Завершенный на 60% прототип был уничтожен перед вступлением немцев в Варшаву. Вооружение танка 14ТР должно было состоять из 37-или 47-мм пушки и двух пулеметов, а экипаж - из четырех человек.
ОПЫТНЫЕ САМОХОДНО-АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ УСТАНОВКИ (САУ)
Легкая САУ PZInz.-160
Созданию САУ Главный штаб не придавал большого значения, не видя необходимости в механизации артиллерии. Однако в 30-е годы, как известно, на базе танкеток TKS были созданы несколько образцов легких САУ - TKS, TKS-D.
По распоряжению Управления броневых сил PZInz. было предложено разработать "гусеничное бронированное шасси для 37-мм противотанковой пушки". За дело взялся Э. Габих, и в ноябре 1936 г. представил свой проект САУ под названием PZInz.-160 на базе гусеничного тягача PZInz.-152 его же конструкции. Он предложил вместо противотанковой пушки 37-мм танковую пушку обр. 1937 года, которая еще не поступила в производство. По видимому, это и решило судьбу этой САУ.
В августе 1937 г. Габих представил другой проект САУ PZInz.-160 массой 4,3 т и с новым двигателем. Однако ВВТ Вr. Раnc. отдало предпочтение своему варианту танкетки в роли САУ - TKS-D. К тому же, эта, последняя, по оценке могла стоить 40 тыс. против 75 тыс. злотых PZInz.-160. Таким образом, дело решил финансовый вопрос.
Приведем тактико-техническую характеристику PZInz.-160: масса - 4,2 т, экипаж - 4 человека. Вооружение: помимо 37-мм пушки обр. 1937 года два 7,92-мм пулемета обр. 1925 года - один в передней части корпуса, другой - на штыре для стрельбы по самолетам (боекомплект - 120 выстрелов и 2000 патронов). Броневые листы на сварке толщиной 6-10 мм. Двигатель PZInz.-425 - 95 л. с. Скорость - 50 км/ч, дальность хода - 250 км.
Легкая САУ TKD
Известно, что англичане пробовали вооружить танкетку "Карден-Лойд" Mk.VI 47-мм пушкой, т. е. создать образец легкой САУ. Ведя работы по конструированию ТК-1, поляки предусматривали для нее английское решение с установкой 37-мм орудия. Но тогда не нашлось подходящей артиллерийской системы такого калибра. В апреле 1932 г. инженер Я. Запушевский из ВК Вr. Раnc. WIBI завершил проект САУ с 47-мм пушкой "Поциск" на базе ТК-1 с усиленной подвеской и уширенными гусеницами ввиду увеличившейся до 3 т массы.
В мае 1932 г. прототип проходил испытания, к которым в июне присоединились три новых машины TKD. Из них был сформирован взвод. Его включили в состав кавалерийской бригады в качестве противотанкового подразделения. Войсковые испытания длились до 1935 года.
Испытывалась также САУ TKD с 37-мм орудием - своего рода переделкой орудия "Puteaux" от танка "Рено" FT. Испытания не были успешными.
Идея вооружить войска двумя типами танкетками ТК-3 с пулеметом и орудием в качестве противотанкового оружия не нашла поддержки, в частности, и в связи с поступлением на вооружение нового образца танкетки TKS.
САУ TKD
САУ TKD была вооружена 47-мм орудием обр. 1925 года, защищена броней 4-10 мм, развивала скорость до 44 км/ч и имела запас хода около 200 км. Экипаж должен был состоять из трех человек.