Предыдущая Оглавление Следующая

ПТУР SS-10 запускали с одиночных переносных ПУ, а также с легковых и грузовых автомобилей, бронетранспортеров и легкого танка АМХ-13. Фирма Норд с 1956 г. по 1963 г. выпустила свыше 30 тысяч ракет SS-10. Они поставлялись в десятки стран, включая США, ФРГ, Швецию, Норвегию, и др.

Усовершенствованный вариант SS-10 SS-11 имел большую дальность стрельбы и лучшую бронепробиваемость. Соответственно, возросли вес и стоимость (одна ракета — 1500 долларов). ПТУР SS-11 не имела переносной ПУ, а устанавливалась на автомобилях, БТР, легких танках, вертолетах и самолетах.

Самая тяжелая французская ПТУР SS-12 была единственной западной ПТУР первого поколения (не считая англо-австралийской "Малкара"), которая имела два варианта управления — по проводам и радиоуправление. Ракеты SS-12 имели как кумулятивную, так и осколочно-фугасную боевую часть и могли использоваться не только по танкам, но и по небронированным наземным целям, а также по кораблям.

Любопытно, что американцы потерпели полную неудачу в создании собственной ПТУР. С 1953 г. по 1956 г. в США разрабатывалась ПТУР SSM-A-23 "Дарт". Было предложено несколько вариантов ракеты, в том числе и с кольцевым стабилизатором. Но в 1957 г. на вооружение приняли образец с крестообразным крыльевым стабилизатором. Однако его производство ограничилось небольшой серией. Ракета была очень тяжелой (до 140 кг), а наведение — крайне сложным.

В итоге США отказались от "Дарта" и в 1959 г. приступили к массовым закупкам французских ПТУР SS-10 и SS-11. Почти все эти ПТУР американцы установили на подвижные установки — автомобили, танки и вертолеты. На базе гусеничного БТРа М113 создали противотанковую установку Т-149 с боекомплектом из 10 SS-11. Только в 1961-1962 гг. американцы закупили около 16 тысяч ПТУР SS-11, из которых 500 приспособили для использования с вертолетов. В 1961 г. на вооружение армии США поступил новый французский комплекс "Энтак".

Создание ПТУР за рубежом и их боевое применение не прошли незамеченными в Москве. В1956 г. вышло Постановление СМ о "развитии работ по созданию управляемого противотанкового вооружения". Стоит отметить, что после войны в СССР испытывались немецкие ПТУР 'Красная шапочка". Кроме того, в отечественные НИИ чрезвычайно оперативно поступала рабочая документация на "Кобры", SS-10 и SS-11, а также "живые" эти изделия.

В середине 50-х годов в СССР разработали несколько проектов "УПС" (управляемый противотанковый снаряд). Отметим, что наши конструкторы проектировали УПС не только с управлением по проводам, но и радиоуправляемые. Причем в УПС-5 оператор визуально наблюдал цель через оптический прицел. А в УПС-7 оператор, находившийся в танке, наводил снаряд по телевизионному изображению, передаваемому с телевизионной головки ракеты1. Изготовили и испытали ряд опытных УПС, в том числе и снаряд конструктора Надирадзе. Снаряд управлялся по проводам. Его стартовый вес составлял 37 кг, калибр — 170 мм, а размах стабилизаторов — 640 мм.

PturR004.jpg

Опытная ПТУР конструкции Надирадзе (управление по проводам)

PturR005.jpg

Опытная ПТУР конструкции Надирадзе (управление по проводам)

PturR006.jpg

Опытная ПТУР УПС-1 (управление по проводам)

PturR007.jpg

Опытная ПТУР (управление по радио)

Согласно официальной истории первой отечественной ПТУР стала ЗМ6 "Шмель", примененная в комплексе 2К15 на базе автомобиля ГАЗ-69 и 2К16 на базе боевой разведывательной машины БРДМ. Работы над "Шмелем" начались в 1957 году. СКБ машиностроения (г. Коломна) под руководством С.П. Непобедимого разрабатывало собственно комплекс и ракету. ЦНИИ-173 (г. Москва, в настоящее время — ЦНИИАГ) разрабатывал систему управления, НИИ-125 — заряд для твердотопливного двигателя, НИИ-6 — боевую часть, Саратовский агрегатный завод — боевые машины, Ковровский завод им. Дегтярева вел серийное производство ракет.

Как сказано в издании ЦНИИАГ: "В результате обсуждений и анализа СКБ (г. Коломна) совместно с НИИ-173 была выбрана конструктивная схема ПТУР типа SS-10. Разработчики считали, что новое ответственное дело надо начинать, используя уже опробованные конструктивные схемы, показавшие на практике большую надежность, и на этой базе параллельно вести новые перспективные разработки2.


1 О дальнейшем развитии танковых управляемых ракет рассказано в статье "Ракетные танки"

2 Есть сведения, что снаряды SS-10 имелись в распоряжении отечественных специалистов.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz