![]() |
![]() |
Боевая машина 2П26 в походном положении |
Боевая машина 2П26 в боевом положении |
![]() |
![]() |
Боевая машина 2П26 в походном /положении (тент опущен} |
Боевая машина 2П26 с ракетами 3М6 |
Снаряд 3М6 наводился с помощью бинокулярного визира перископического типа восьмикратного увеличения. Способ наведения — по методу трех точек. Передача команд от оператора осуществлялась по двухпроводной линии связи. Исполнительными органами управления были интерцепторы. Аэродинамическая схема снаряда — "плосконесущее крыло" с крестообразным расположением четырех крыльев, на которых у задней кромки размещаются интерцепторы. Крылья имели трапециевидную форму с углом передней стреловидности 45°. Стабилизация снаряда по крену осуществлялась автономно по сигналам двухстепенного интеграционного гироскопа. Пиротехнические трассеры размещены по краям горизонтальных крыльев. Стартовый заряд состоял из шести шашек трехлепестковои формы. Время горения заряда — 0,6 сек. Маршевый двигатель представлял собой бесканальную пороховую шашку, горение которой происходило параллельными слоями, за счет чего достигалась постоянная тяга двигателя. Время действия маршевого двигателя — около 20 секунд. Снаряд имел взрыватель В-612.
Ракеты 3М6 устанавливались на боевых машинах 2П27 на базе БРДМ (комплекс 2К16) и на 2П26 на базе автомобиля ГАЗ-69 или ГАЗ-69М (комплекс 2К15). Расчет обеих пусковых установок — 2 человека. Темп стрельбы — 2 выстрела в минуту.
На направляющих боевой машины 2П27 устанавливались три ракеты и три запасных размещались внутри бронекорпуса. Угол вертикального наведения составлял +2,5°—+17,5°, угол горизонтального наведения — ±12°. Вес 2П27 — 5850 кг.
На машине 2П26 все четыре ракеты были готовы к пуску. Счетверенная пусковая установка допускала угол вертикального наведения +4° — +19°, а угол горизонтального наведения ±6°. Вес боевой машины 2П26 — 2370 кг.
Заводские испытания "Шмеля" проводились летом 1959 года, а в 1960 году на полигоне Капустин Яр "Шмель" продемонстрировали Хрущеву и высшему партийному руководству.
Комплекс "Шмель" с ракетой 3М6 приняли на вооружение Постановлением № 830-344 от 1.08.1960 г. и в том же году запустили в серийное производство. Ракеты ЗМ6 изготавливались на заводах № 2 и № 351, а оборудование для боевых машин 2П26 и 2П27 — на заводе № 614 в г. Саратов. ПТУР "Шмель" серийно производилась до 1966 года.
Компоновочная схема ракеты 3М6 комплекса «Шмель»
1 — взрыватель; 2 — боевая часть; 3 — источник тока; 4 — катушка; 5 — розетка бортового разъема; 6 — блок управления; 7 — двигательная установка; 8 — электромагнит курса и тангажа; 9 — электромагнит крена