Австралийские БТР М113А1 на маневрах в Буше
Пушка L5A1 австралийцам понравилась, а вот шасси «Саладина» — нет, поэтому, получив из США БТР M113, они поставили на него башню от этого БА, в результате чего получилась очень необычная гусеничная машина «огневой поддержки» M113FSV. Всего их было сделано 50, причем шесть тут же отправили в Южный Вьетнам, где они находились с 1970 по 1971 год. В 1978—1979 гг. на отдельных БТР M113 башни от «Саладина» заменили на башни танка «Скорпион».
Дело в том, что австралийских военных не устраивала громоздкость башни «Саладина», в связи с чек, подыскивая ее более компактный аналог, они остановились на башне легкого танка «Скорпион» с 76-мм орудием. Поскольку вес башни влиял на остойчивость машины на плаву, на нее дополнительно установили по бортам алюминиевые контейнеры, наполненные вспененным полиуретаном. Объемным и также заполненным полиуретановой пеной стал и волноотражающий щиток спереди. Ко всему прочему это повысило защищенность машины от кумулятивных боеприпасов.
Машина перевозила весьма солидный боекомплект: 27 снарядов в кассете под башней, еще 20 — в кассете на правом спонсоне внутри и 50 — в качестве противовеса, уравновешивающего башню, в ящике на ее задней стенке. Машина имела также два пулемета винтовочного калибра, один из которых устанавливался справа на башне, а другой был спарен с орудием. Для них имелся боекомплект из 5250 патронов.
Новая модификация получила обозначение MRV — «средняя разведывательная машина» и была предназначена для разведки на удалении в 60 км от основной массы своих войск и операций на флангах. Каждый разведывательный взвод включает две машины M113MRV, две легкие разведывательные машины (LRV) и один собственно БТР М113.
LRV — по сути дела все тот же M113, но с пулеметной башней, с двумя пулеметами калибра 12,7 мм и 7,62 мм, тогда как в австралийском варианте БТР М113 имеет всего лишь один пулемет калибра 7,62 мм. Самое интересное, что на обеих машинах используется одна и та же башня Т50 фирмы Кадиллак. И БТР, и «легкая разведывательная машина» перевозят десант, состоящий из восьми пехотинцев.
Что касается танков США, то и они побывали на вооружении австралийской армии в годы второй мировой войны. В 1941 году США поставляли в Австралию легкие танки М3 «Стюарт», сражавшиеся в Буне, на территории Новой Гвинеи. Танки эти на австралийцев большого впечатления не произвели, и уже в 1942 году они заменили их «Матильдами».
Средние танки М3А5 с дизельными моторами поступили в Австралию в конце 1942 года и затем использовались в качестве учебных, а в частях Гражданских вооруженных сил - с 1943 по 1955 год. Особенностью этих машин стала накладная литая фасонная броневая деталь толщиной 38 мм, которая закрывала всю переднюю часть корпуса, что обеспечивало надежную защиту танка от снарядов японских орудий. Часть танков оборудовалась бульдозерными отвалами, и именно в этом качестве австралийские танки «Ли/Грант» побывали в боях на Баликпапане в 1945 году.
Танки М4А2 «Шерман» прибыли в Австралию в начале 1943 года и долгое время использовались исключительно для совместных испытаний с танками «Сентинел» и обучения экипажей. Затем совместно с танками «Черчилль» танки «Шерман» испытывались в штате Квинсленд до середины 1945 года, чтобы определить их пригодность для войны в джунглях. Интересно, что «Черчилль» победил «Шерман» по всем показателям, хотя очень многие и считали его неудачным.
Два танка М24 «Чаффи» также испытывались во время боев на Бугенвиле, а затем использовались в Учебном центре до 1955 года. При всех их достоинствах в условиях джунглей они зарекомендовали себе далеко не самым лучшим образом, хотя австралийцам понравилась их высокая ремонтопригодность и огневая мощь.
В качестве десантных плавающих машин в австралийской армии до 1955 года использовались американские машины-амфибии «Буффало» и «Аллигатор». Колесно-гусеничные американские БТР М2/3 в Австралии не использовались, зато туда поставлялись машины М3А1 «Скаут». В 1943 году поступили бронеавтомобили Т17Е1 «Стагхунд». Их очень интенсивно испытывали, а затем в 1946—1948 гг. использовали в оккупационных частях на территории Японии. В частях Гражданских вооруженных сил эти машины находились до 1970 года, что свидетельствует само за себя.
Наконец в 1964 году в австралийскую армию США начали поставки своего БТР М113А1, который до сих пор состоит на вооружении. Австралийский вариант этой машины отличается от американского наличием пулеметной башенки Т50, вооруженной двумя пулеметами «Браунинг».
Кроме машин из США, в годы войны в Австралию поставлялись канадские бронеавтомобили Мк.III «Линкс» («Рысь»). 170 машин этого типа, немного похожих по конструкции на австралийские БА «Динго», однако имевшие двигатель в задней части корпуса, австралийская армия получила в конце, 1943 — начале 1944 года. В 1946 году их использовали австралийские оккупационные части в Японии. Интересно, что, видимо, из-за жесткой подвески этих машин австралийцы стали называть эти машины «Гольфбол» («Мяч для гольфа») и «Дудлебуг» («Золотомойка»). Свою службу в Австралии они закончили в 1955 году.
Бронетанковая техника Австралии в годы второй мировой войны |
|||||
Образец |
Кэрриер №1 (LP-1) |
Кэрриер №2 (LP-2) |
GS |
«Сентинел» АС I |
БА «Динго» |
Год выпуска |
1940 |
1940—1943 |
1944 |
1942—1943 |
1942 |
Экипаж, чел. |
3 |
4 |
1 |
5 |
2 |
Вес, кг |
4100 |
4250 |
4100 |
28 000 |
4500 |
Вооружение, мм |
2 — 7,7 |
2—7,92 |
нет |
1 —40 2-7,7 |
1-7,92 |
Бронирование, мм |
12 |
12 |
нет |
65 |
30—10 |
Двигатель, л.с. |
95 |
95 |
95 |
3x75 |
95 |
Скорость, км/ч |
65 |
50 |
40 |
48 |
80 |
В настоящее время на вооружении австралийской армии состоят БТР M113A1, колесные машины LAV-25 и западногерманские танки «Леопард», многие из которых оборудуются бульдозерными отвалами. О том, какие танки выбрать для собственных вооруженных сил на пороге нового тысячелетия австралийцы пока еще думают...