Предыдущая Оглавление Следующая

ТАНКИ

За предвоенный и военный периоды германские сухопутные силы получили девять моделей серийных танков, если не считать в этом числе производившуюся длительное время для вермахта чехословацкую машину TNHP-S под армейским обозначением Pz Kpfw 38(t).

«Чисто» немецкие модели подразделялись на легкие (Pz Kpfw I и Pz Kpfw II), средние (Pz Kpfw III, Pz Kpfw IV и Pz Kpfw V) и тяжелый (Pz Kpfw VIH) танки. Были также Pz Kpfw II Ausf L «Luchs» и Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger II» — соответственно тоже «второй» и «шестой», но совершенно новых конструкций.

Все немецкие танки имели некоторые общие черты. Двигатели располагали в корме, а коробку передач и ведущее колесо — спереди. Подвеска у большинства моделей, кроме Pz Kpfw I и Pz Kpfw IV, была индивидуальной. Командирская башенка считалась обязательной. Высоким качеством отличались средства наблюдения и связи. Вообще управлению в звене танк-взвод-рота и в более высоких командных инстанциях, а также взаимодействию с авиацией, артиллерией и пехотой придавалось очень важное, если не решающее значение.

Танки в Германии считались наиболее мобильным и массовым средством блицкрига — «только движение приносит победу».

ЛЕГКИЙ ТАНК Pz Kpfw I (Sd Kfz 101)

В 1933 году управление вооружений сухопутных войск предложило пяти фирмам (Крупп, Хеншель, MAN, Крупп-Грузон и Даймлер-Бенц) разработать проект 5-тонного танка. По три машины каждой фирмы с примерно одинаковыми параметрами (массой 3,5 т и скоростью 37 км/ч) весной 1934 года (без вооружения) поступили в учебные подразделения. После сравнительной оценки проектов и обкатки в войсках предпочтение отдали крупповскому образцу, который создали инженеры Хогельлох и Вольферт.

Считается, что немецкие конструкторы ориентировались на английскую танкетку «Виккерс-Карден-Лойд» Mk VI. Существует две версии этой легенды. По первой якобы советское правительство передало немцам две машины из приобретенных в 1929 году для бронесил Красной Армии. Английские источники утверждают, что в 1932 году немецкая фирма А. Новак купила три шасси купила этой танкетки. В любом случае, как видим, повод у немцев для тщательного изучения английской техники был.

Выпускавшиеся серийно с июля 1934-го по 1936 год Pz Kpfw I Ausf А комплектовались 57-сильными четырехцилиндровыми двигателями воздушного охлаждения «Крупп» М305. Силовая передача — механическая, производства Рейнметалл-Борзиг, с пятиступенчатой коробкой передач и бортовыми фрикционами в качестве механизмов поворота. Корпус сварной из катаных броневых листов средней твердости, с расширенной подбашенной коробкой. В верхнем лобовом листе расположен люк для доступа к агрегатам трансмиссии. Место водителя смещено влево от продольной оси по ходу движения. Низкая башня смещена соответственно вправо. Эта модификация имела смешанную подвеску ходовой части — передний каток на индивидуальном узле со спиральной пружиной, остальные блокировались попарно с листовыми четвертьэллиптическими рессорами. Задний каток выполнял роль ленивца. Отличительной особенностью являлась балка жесткости, соединяющая обе тележки катков. Танк вооружался спаренной пулеметной установкой в башне. Всего построили 818 Pz Kpfw I Ausf A.

В 1935 году в результате модернизации появился Pz Kpfw I Ausf В. На нем установили более мощный шестицилиндровый мотор фирмы Майбах, из-за чего повысилась скорость движения. Увеличили и длину корпуса — ввели еще один каток и приподняли ленивец. Танк «потяжелел», но бронирование и вооружение остались прежними. Эти машины выпускались до июня 1937-го (всего 675 единиц), а строительство шасси продолжалось до 1941 года.

С самого начала танки Pz Kpfw I рассматривались как учебные. Но им все же пришлось «понюхать пороха»: в 1937 году в Испании (88-й танковый батальон легиона «Кондор»), затем в Польше, Франции, Северной Африке и СССР. На 1 сентября 1939 г. в войсках имелось 1145 машин, а на 1 июня 1941-го их числилось 843. В 1942 году оставшиеся около 700 Pz Kpfw I наконец-то перевели в ранг чисто учебных и в боях использовали разве что против партизан.

PzGer041.jpg PzGer042.jpg

Легкий танк Pz Kpfw I Ausf В. Франция, 1940 г.

Прототип танка Pz Kpfw I

В 1935-1937 годах фирма Даймлер-Бенц построила 184 малых командирских танка Kl Pz BefWg I Ausf B (Sd Kfz 265). Вместо башни они имели вместительную рубку с пулеметом в шаровой установке. Боевая масса — 5,9 т, экипаж - 3 человека. Использовались командирами танковых рот, батальонов, полков и бригад. Придавались также подразделениям связи и артиллерийской разведки.

Предыдущая Оглавление Следующая