Хотя с 1937 года серийный выпуск Pz Kpfw I, no сути, прекратился, конструкторы продолжали их усовершенствовать, главным образом за счет усиления бронирования. В 1942 году специалисты фирмы Краусс-Маффей предложили две небольшие партии экспериментальных танков. В начале 1942 года появились 30 машин VK1801 (или Pz Kpfw I Ausf F) массой 21 т и с 80-мм броней со всех сторон корпуса и башни. Вооружение и экипаж остались прежними. Танк получил новую ходовую часть — катки большого диаметра на торсионной подвеске, расположенные в шахматном порядке. Ее разработал инженер Г. Книпкамп. Не совсем ясно назначение этих машин. При уменьшившейся до 25 км/ч максимальной скорости они превратились в подобие подвижных ДОТов.
К осени того же года построили 40 единиц VK 601 ( или Pz Kpfw I Ausf С). Это действительно было нечто новое. Танк массой 8 т с двигателем мощностью 150 л.с. развивал скорость 64, а по другим данным — даже 79 км/ч. Изменилось вооружение. Хотя и были оставлены пулеметы, но разного калибра: 13,2 и 7,92 мм (по другим данным, 20-мм пушка и 7,92-мм пулемет). Толщина лобовой брони доходила до 30, а бортовой — 20 мм. Эту машину, по-видимому, создавали для специальных операций, поскольку предусматривалась ее транспортировка по воздуху гигантским планером Ме323. А вот на роль маневренного бронированного разведчика она подходила мало, так как экипаж, как и прежде, состоял из двух человек. По крайней мере восемь VK1801 воевали на советско-германском фронте в составе 1-й танковой дивизии. В это же соединение вермахта поступили и два VK601, остальные участвовали в боях во Франции в 1944 году.
![]() |
![]() |
![]() |
Легкий танк Pz Kpfw I Ausf В |
||
![]() |
![]() |
![]() |
Легкий танк Pz Kpfw I Ausf A |
Командирская машина на базе Pz Kpfw I Ausf A |
Машина технической помощи на базе Pz Kpfw I Ausf В |
Командирская машина Kl Pz Bef Wg I Ausf В
![]() |
![]() |
Pz Kpfw I Ausf F |
Командирская машина Kl Pz Bef Wg на Восточном фронте |